Тунис. История. Территория Туниса в каменном веке
Террито́рия Туни́са в ка́менном ве́ке, исторический очерк территории современного государства Тунис в эпоху каменного века. Традиционно в периодизации каменного века этого региона используется евразийская шкала [ранний, средний и поздний палеолит (с внутренними подразделениями); мезолит (эпипалеолит); неолит], что отражает представление о связях, в том числе генетических, между индустриями и культурами, существовавшими в древности на территориях Туниса и Южной Европы. Однако в современной литературе всё чаще оспаривается такой подход, первоначально обусловленный недостатком исследований в Африке и сравнительных материалов с территории Сахары (в отличие от современности в периоды гумидного климата в прошлом она была покрыта растительностью, в зависимости от местных условий как саванной, так и лесной) и более южных регионов, и потому данные с территории Туниса предлагается рассматривать в рамках африканской периодизации, в которой выделяются нижний, средний и поздний каменный век. При анализе разных периодов каменного века на территории Туниса эти подходы представлены в различной степени, из-за чего общая характеристика каменного века региона мозаична как в плане терминологии, так и в определении хронологических границ между периодами.
Ранние находки и памятники
Древнейшие следы человеческой деятельности на территории Туниса относятся к позднему Ашелю (около 700–400 тыс. лет назад). Памятники этого времени выявлены в северной и центральной частях страны. Находки на многослойной стоянке Сиди-Зин (около 11 км к югу от современного г. Эль-Кеф), преимущественно из плотного известняка, представлены в основном рубилами (ланцетовидные и др.), реже – чопперами, кливерами, встречаются нуклеусы и орудия на мелких кремнёвых отщепах.
Средний каменный век
Наиболее ранние (около 300 тыс. лет назад) находки среднего каменного века (среднего палеолита) происходят из местонахождения в вади Лазалим. Памятники этой эпохи, которая в области Магриба датируется в целом около 315/300–30/24 тыс. лет назад, на территории Туниса традиционно относят к кругу мустьерских индустрий (более ранние) и атерской (атерийской) культуре (более поздние). По мнению ряда исследователей, такое деление обусловлено устоявшейся ориентацией на сопоставление материалов этого времени с европейским средним палеолитом, представленным прежде всего индустриями Мустье (при таком подходе атерская культура также рассматривается как местный вариант Мустье). Однако индустрии Мустье связаны с неандертальцами, о пребывании которых на территории Африки нет достоверных свидетельств. Новейшие исследования (с 2000-х гг.) в Северной Африке, включая стратиграфические наблюдения (в том числе на стоянке Айн-эль-Геттар приблизительно в 15 км к юго-востоку от современного г. Гафса в Тунисе), результаты датирования методами электронно-спинового резонанса и оптико-стимулированной люминесценции, а также термолюминесцентным методом, указывают преимущественно на сосуществование «мустьерских» и атерских комплексов. Диагностирующие различия (прежде всего наличие орудий с черешком в атерских комплексах и их отсутствие в «мустьерских», процентное соотношение других типов орудий) предлагается рассматривать в качестве основных вариантов единой культуры или технокомплекса, называя его атерской культурой, атерским комплексом, атеро-мустьерским комплексом и др. Согласно другой точке зрения, несмотря на наличие общих черт для этого круга памятников (в том числе использование техники Леваллуа), атерские орудия с черешками появляются в Северной Африке лишь около 150 тыс. лет назад. Поэтому более ранние памятники, имеющие ряд общих черт с индустриями Мустье, рассматриваются в качестве «мустьерского субстрата».
При соотнесении со средним каменным веком Центральной и Восточной Африки среди тунисских материалов отмечаются аналогии с культурами Санго, Лупембе и связанными с ними традициями. Наиболее ранние находки, относимые к атерской культуре в узком смысле (с орудиями с черешком), на территории Туниса датированы примерно 90 тыс. лет назад (Вади-Акарит; круг ранних памятников, приблизительно до 40 тыс. лет назад, здесь также выделяют в протоатерскую культуру). Среди памятников этой эпохи – Айн-Ум-Хенда 2, Лалла (близ г. Гафса), Нефта (в западной части озера Эль-Джерид).
Поздний каменный век
Начало позднего каменного века на территории Туниса ознаменовано появлением стоянок иберо-мавританской (оранской) культуры (по евразийской шкале соотносится с завершающим этапом верхнего палеолита), для которой характерны пластинки с притупленным краем и других типов, заметна доля скребков, реже встречаются проколки, резцы, геометрические микролиты и др. Погребений этой культуры в регионе не обнаружено. Отличительной особенностью её носителей является практика удаления верхних центральных резцов у мужчин и женщин, которая сохранилась, но была менее распространена в обычаях последующих культур до неолита включительно. Иберо-мавританскую культуру сменила эпипалеолитическая капсийская культура [от латинизированного названия современного тунисского г. Гафса – Capsa (Капса)], представленная раммадями (аналог кьёккенмедингов; Эль-Мекта, Бортал-Фахер, Бир-Ханфус, Редейеф и др.), в которых обнаружены и погребения (например, Айн-Метерхем, Абри-де-ла-Фамм, Абри-Чарионд, Дуканет-эль-Хутифа, Редейеф). В раммади SHM 1, расположенной близ современного г. Эргла на гряде между себхой (солёным озером) Халк-эль-Менджель и заливом Хаммамет, обнаружены два захоронения в круглых ямах диаметром 80–95 см и глубиной 40–50 см, относящиеся к обоим этапам существования памятника. Более раннее погребение (около 8,25–7,75 тыс. лет назад) – скорченное на правом боку трупоположение, в инвентаре кремнёвые наконечник стрелы и сегмент. Более позднее захоронение (около 7,8–7,4 тыс. лет назад; обе радиоуглеродные даты калиброванные) почти не сохранилось (положение умершего восстанавливается как сидячее), в могиле обнаружена кость особи крупного рогатого скота.
Переход к неолиту в регионе связан с развитием традиций капсийской культуры на фоне контактов с соседними регионами, роль которых остаётся дискуссионной. Уже на памятниках капсийской культуры отмечены находки из обсидиана, происходящего с островов Липари (входит в состав Липарских островов) и Пантеллерия. На втором этапе существования раммади SHM 1 отмечено активное использование керамики, приблизительно в это же время она фиксируется и во внутренних районах северного Туниса, однако истоки её появления в регионе неясны. В этот же период отмечены первые свидетельства присутствия одомашненных животных, затем более интенсивно распространявшихся в отдалённых от побережья районах, где сложилось полукочевое и кочевое скотоводство. Видимо, к неолиту относится начало сооружения мегалитических гробниц и дольменов, хотя точная их датировка продолжает обсуждаться (Элес, Мактар и др.).
Энеолит и бронзовый век для территории Туниса не выделяются. Группы с укладом, характерным для неолита, продолжали населять этот регион и после основания финикийских колоний на тунисском берегу Средиземного моря. В то же время с появлением пунийцев (через которых, очевидно, среди местного населения стали распространяться металлические изделия, а затем технологии металлообработки и, вероятно, его добычи) на территории Туниса отсчитывают начало железного века.
Наскальные изображения
К наиболее ранним наскальным изображениям на территории Туниса, видимо, относятся петроглифы под скальном навесом Рамада (Р'мада; гора Джебель-Усселат, вилайет Кайруан), выполненные в стиле Бубалин [назван по ископаемому виду буйвола Bubalus antiquus (Syncerus antiquus)], или «периода эфиопской фауны»: буйволов, носорогов, антилоп и др. Бытование таких изображений в наскальном искусстве Сахары датируется в рамках конца плейстоцена – среднего голоцена (на территории Магриба Bubalus antiquus вымер около 7,8–5,5 тыс. лет назад; калиброванная дата), появление их на территории Туниса обычно относят ближе к концу существования стиля Бубалин. По одной из версий, в Рамаде изображениям в стиле Бубалин могут быть одновременны изображения домашних животных (собаки, барана, крупного рогатого скота) и, соответственно, все эти петроглифы созданы первыми появившимися в регионе скотоводческими группами. В Дукен-Джефара близ современного г. Редейеф обнаружены петроглифы, близкие известному на территории Марокко стилю Тазина, возникновение которого совпадает с финалом «периода эфиопской фауны». Рядом с дикими животными (страусы, антилопы, гиены) изображены пастухи, домашние собаки, крупный рогатый скот. Схожие изображения есть и в местонахождениях на Джебель-Усселате.
К периоду аридного климата, начавшемуся между 4,5 и 4 тыс. лет назад (калиброванная дата), относятся петроглифы с изображениями антилоп, газелей, страусов и львов в Гомрасане на юго-востоке Туниса. Ранними фазами этого периода может датироваться и часть упомянутых изображений домашних животных на Джебель-Усселате, когда скотоводы могли перемещаться (вероятно, сезонно) в более богатые влагой горные долины. Усиление аридизации в конце неолитического периода отразилось в появлении изображений стиля Кабаллин (от лат. caballus – лошадь), или «периода лошади».