Цветочный натюрморт
Цвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение.