#Мастера натюрморта
Мастера натюрморта
Тег

Мастера натюрморта

Мастера натюрморта
Найденo 11 статей
Живописцы
Саверей Рулант
Савере́й Ру́лант (1576–1639), голландский живописец, рисовальщик и гравёр. С 1604 г. придворный живописец императоров Рудольфа II и Матиаса в Праге, с 1613 (или 1614) г. жил в Амстердаме, с 1619 г. – в г. Утрехт. Писал пейзажи в восходящей к маньеризму традиции Г. ван Конинксло, украшая их изображениями экзотических животных и растений; одним из первых начал создавать цветочные натюрморты. В основе творческого метода Саверея лежало научное изучение флоры и фауны.
Рулант Саверей. Пейзаж с Орфеем и животными. 1611
Живописцы
Гроот Иоганн Фридрих
Гро́от Иога́нн Фри́дрих (1717–1800), немецкий и российский живописец-анималист, педагог. Академик (1765), советник (1766), почётный вольный общник (1774) Императорской Академии художеств. Преимущественно работал в Санкт-Петербурге. Приехал в Россию в 1747 г. по рекомендации своего брата, Г. К. Гроота. В 1748 г. принят на придворную службу; исполнил серии картин, изображающих битую и живую дичь, в том числе для охотничьего домика Монбижу (1749–1762) в Царском Селе. Живопись Гроота, отмеченная тщательной детализацией и иллюзорностью, стояла у истоков анималистического жанра в русском искусстве. Преподавал в Академии художеств (1763–1775); среди учеников – М. М. Иванов.
Иоганн Гроот. Битая дичь. 1743
Живописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
Живописцы
Петровичев Пётр Иванович
Петро́вичев Пётр Ива́нович (1874–1947), российский живописец. Экспонент «Мира искусства» (с 1902), член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, в 1906–1912) и Союза русских художников (с 1911). Исполнял виды средней полосы России, старинных русских городов («Ростов Великий», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург), интерьеры храмов («В церкви Спаса-Нередицы близ Новгорода», 1910 и 1912, Третьяковская галерея, Москва), натюрморты. Наиболее значительная коллекция работ – в музее-заповеднике «Ростовский кремль».
Пётр Петровичев. Ростов Великий
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Кухонный натюрморт
Ку́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.
Флорис ван Схотен. Натюрморт с фруктами, овощами на фоне сцены «Христос в Эммаусе». 1630
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Рыбный натюрморт
Ры́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.
Питер де Пюттер. Рыбный натюрморт. Ок. 1630–1659
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Цветочный натюрморт
Цвето́чный натюрмо́рт, поджанр натюрморта. Сформировался в конце 16 в. в искусстве Северного Возрождения и достиг расцвета в 17 – 1-й половине 18 вв., особенно в живописи Фландрии и Голландии (Я. Брейгель Старший, А. Босхарт Старший, Я. Д. де Хем, Р. Рюйш). Как правило, представлял собой составленный из многочисленных цветов букет в вазе. Входящие в букет цветы могли происходить из разных стран и цвести в разное время года. Хрупкость и быстротечность существования сорванных цветов, а также вводимые в композицию особые элементы (бабочки и другие насекомые, распятие, череп) наделяли натюрморт символикой ванитас. Цветочный натюрморт в эпоху барокко завоевал популярность по всей Европе; его мастерами выступали Г. Флегель в Германии, Х. де Арельяно, Д. В. Диас, П. де Кампробин, Х. де Эспиноса в Испании, Б. Бимби, П. П. Бонци в Италии, А. Бержон во Франции. Интерес к этому жанру сохранился и в 19–21 вв., но изображаемое преимущественно утратило символическое значение.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1650–1683
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Учёный натюрморт
Учёный натюрмо́рт, тип голландского натюрморта 17 в., содержавшего символику бренности (лат. vanitas – суета, неосновательность) и имеющего философски-нравоучительный смысл (П. Клас «Натюрморт vanitas со скульптурой "Мальчик, вытаскивающий занозу" (т. н. Спинарио)», 1628, Рейксмюсеум, Амстердам). С середины 17 в. часто обрастал гуманистическими аллегориями (Ю. ван Стрек «Суета сует», 1670, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Центр развития натюрморта – Лейден, университетский город, центр книгопечатания и оплот кальвинизма.
Питер Клас. Натюрморт Vanitas со скульптурой «Мальчик, вытаскивающий занозу» (т. н. Спинарио). 1628
Живописцы
Снейдерс Франс
Сне́йдерс Франс (1579–1657), фламандский живописец и график, крупнейший мастер натюрморта и анималистической живописи эпохи барокко. Жил и работал в Антверпене. Член (с 1619), декан (1628) Братства романистов. Автор серии 4 «лавок», созданных для украшения особняка главного судебного исполнителя Брюсселя Ж. ван Оффема (совместно с пейзажистом Я. Вильденсом; «Овощная лавка», «Фруктовая лавка», «Рыбная лавка», «Лавка дичи», между 1618 и 1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург), – первого во фламандском искусстве ансамбля натюрмортов, объединённых цельной общественно-политической программой. Обращался к охотничьим сюжетам («Охота на кабана с двумя охотниками», Уффици, Флоренция), к сценам из басен Эзопа («Лиса и цапли», около 1630–1640, Национальный музей, Стокгольм), к юмористическим иллюстрациям поведения животных («Птичий двор», 1630–1640, Прадо, Мадрид) и др. Сотрудничал с П. П. Рубенсом («Узнавание Филопемена», около 1609, Прадо), Я. Брейгелем Старшим, Я. Йордансом и другими фламандскими художниками, выполняя натюрморты в совместных произведениях.
Антонис ван Дейк. Портрет Франса Снейдерса. Ок. 1620
1
2