Цицерон
Цицеро́н, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпин – 7.12.43 до н. э., Формия), древнеримский оратор, государственный деятель, политик, философ, адвокат.
Из сословия всадников. В 15 лет приехал в Рим. Получил прекрасное образование, обучаясь в Риме и Афинах у лучших греческих и римских правоведов, ораторов и философов того времени; свободно говорил и писал по-гречески, знал греческую литературу. Благодаря женитьбе на представительнице древнего и знатного рода Теренции вошёл в круг римской аристократии.
В области этики Цицерон следовал умеренному стоицизму Панетия; в философии придерживался взглядов скептической Академии (был слушателем Филона из Ларисы), значительным было влияние на Цицерона стоика Посидония.
Первая известная судебная речь Цицерона относится к 81 г. до н. э. («В защиту Квинкция», «Pro Quinctio»), в следующем году Цицерон навлёк на себя неудовольствие диктатора Суллы (речь «В защиту Росция из Америи», «Pro Roscio Amerino») и был вынужден уехать в Грецию, где слушал лекции риторов и философов в Афинах и на Родосе. После смерти Суллы (78 до н. э.) вернулся в Рим, став квестором на Сицилии и сенатором. Представляя интересы сицилийцев, Цицерон выиграл в 70 г. до н. э. процесс против бывшего наместника Сицилии Гая Корнелия Верреса (речь «Против Верреса», «In Verrem»; а также 5 непроизнесённых, но сохранившихся речей). Адвокатская практика, принёсшая Цицерону деньги и славу, развивалась одновременно с политической карьерой: в 69 г. до н. э. стал курульным эдилом, в 66 г. до н. э. – претором.
Сторонник т. н. смешанной конституции, включавшей элементы монархии, аристократии и демократии, Цицерон отстаивал идею «согласия сословий», ратуя за единство сената и всадников. Апогеем политической карьеры Цицерона стал консулат (63 до н. э.), ознаменовавшийся подавлением заговора Катилины (4 речи «Против Катилины», «In Catilinam»). Расправившись с заговорщиками, Цицерон снискал славу спасителя республики и звание «отца отечества», однако враги Цицерона добились его изгнания (58–57 до н. э.). На время отойдя от активного участия в политической жизни, Цицерон занялся литературным творчеством и адвокатской практикой. В 51–50 гг. до н. э. был наместником в Киликии; прославился бескорыстием и гуманным управлением. В гражданской войне 49–45 гг. до н. э. принял сторону Гнея Помпея. После поражения Помпея вернулся в Италию и был прощён Гаем Юлием Цезарем, во время правления которого сосредоточился на литературных и философских занятиях. После убийства Цезаря (в марте 44 до н. э.) поддержал Октавиана Августа, став его советником. Против Марка Антония, соперника Октавиана, Цицерон произнёс в сенате серию из 14 речей, известных как «Филиппики» («Philippicae»); несмотря на это, Октавиан согласился включить Цицерона в проскрипционные списки, утверждённые участниками второго триумвирата, после чего Цицерон был убит.
В общей сложности сохранилось 58 судебных и политических речей Цицерона. Его литературное наследие – ценный источник по истории Древнего Рима эпохи поздней республики – включает около 800 писем, а также 19 трактатов, написанных, как правило, в форме диалогов о политике, философии: «О республике» («De re publica», 51 до н. э.), «О законах» («De legibus»), «Парадоксы стоиков» («Paradoxa stoicorum»), «О пределах добра и зла» («De finibus bonorum et malorum», 45 до н. э.), «О природе богов» («De natura deorum», 45 до н. э.), «Катон Старший, или О старости» («Cato Maior de Senectute», 44 до н. э.) и другие; о риторике: «Об ораторе» («De oratore», 55 до н. э.), «Оратор» («Orator», 46 до н. э.), «Брут, или О знаменитых ораторах» («Brutus sive De claris oratoribus», 46 до н. э.) и др. Цицерон много переводил с греческого языка; его собственная поэзия (в основном эпическая) оказала влияние на поэтический язык эпохи Августа.
Благодаря своим сочинениям Цицерон стал одним из создателей классического латинского литературного языка (т. н. золотая латынь), уже при жизни Цицерона его речи считались образцовыми. Влияние ораторского стиля Цицерона в римской культуре значительно возросло в конце 1 в. н. э., приверженцем «цицеронизма» был Квинтилиан, а также многие христианские писатели (Иероним Стридонский). Для итальянских гуманистов сочинения Цицерона стали в большей степени языковой, нежели стилистической нормой.