Трудовое воспитание
Трудово́е воспита́ние, 1) в широком смысле – целенаправленный, тесно связанный с семейным воспитанием и обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности; 2) в узком (прикладном) смысле – формирование у молодого работника позитивного отношения к труду в рамках совместной трудовой деятельности.
В широком смысле проблема трудового воспитания находится в фокусе внимания философии, педагогики и общей социологии. Классики социологической мысли М. Вебер и Э. Дюркгейм связывали процесс воспитания с выбором профессии и самой трудовой деятельности человека. Важный вклад в разработку концепций трудового воспитания и его роли в формировании позитивного отношения к труду внесли представители отечественной педагогической науки (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). При этом накопленный в советской педагогике опыт исследований свидетельствует, что «готовность к труду как компонент трудовой активности личности дошкольника предполагает наличие системы знаний о труде и обобщённых трудовых умений» (Сайгушева. 2013. С. 131). Современными российскими педагогами до сих пор ведётся поиск условий, «обеспечивающих эффективность воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста на основе формирования ценностного отношения к труду» (Тимошина. 2019. С. 180).
В узком смысле проблема трудового воспитания рассматривается в рамках социологии труда с точки зрения формирования у молодого работника производственно необходимого отношения к труду. В России о необходимости воспитания нового типа работника впервые было заявлено в 1920-е гг. А. К. Гастевым (Гастев. 1972). В дальнейшем в советской социологии труда трудовому воспитанию отводилась ведущая роль в формировании «коммунистического отношения к труду», под которым понимались готовность и способность выполнять общественно-полезную работу, осознание ответственности за результаты своего и коллективного труда, способность принимать интересы коллектива как личные. К тем работникам, которые не проявляли интереса к процессу труда, рекомендовалось применять специальные воспитательные воздействия (беседы о профессии, проведение собраний трудового коллектива, приобщение к ритуалам введения в профессию) в сочетании с более жёстким контролем над их производственной дисциплиной (Русалинова. 1974). Не желающих трудиться «тунеядцев» и часто меняющих работу «летунов» регулярно высмеивала советская сатира (Попов. 2003. С. 154).
В настоящее время проблема трудового воспитания в рыночной экономике рассматривается в современной социологии труда с точки зрения формирования производственно необходимого отношения к труду, преодоления в среде молодых работников трудового абсентеизма, развития ответственности и готовности к сотрудничеству. Каналами трудового воспитания являются: семейная и школьная подготовка детей к труду; привлечение их к непосредственному и посильному участию в домашнем хозяйстве и общественном производстве; моральное и материальное поощрение; создание условий для освоения профессии и повышения квалификации, участия в организации производства. Одной из современных форм трудового воспитания является участие молодёжи в волонтёрском движении (Сикорская. 2009; Dawson. 2019; Janus. 2019).