Торонтская школа коммуникативистики
Торо́нтская шко́ла коммуникативи́стики (англ. Toronto School of communication theory), научная школа в области теории коммуникации. Сложилась в 1930-е гг. после выхода работ учёных из Университета Торонто – Х. Инниса, Э. Хавлока, Г. Маклюэна, Э. Карпентера. Ориентирована на изучение процессов и явлений, относящихся к медиа, их влиянию на политическую и социально-экономическую сферы жизни.
Х. Иннис в работах «Империя и связь» («Empire and Communications», 1950) и «Сдвиг коммуникации» («The Bias of Communication», 1951) развивает идею о том, что эволюция общественного и государственного устройства тесно связана с трансформацией технологий коммуникаций. Все коммуникации Иннис делил на пространственные и временны́е. Как писал Иннис, одни цивилизации концентрируются на времени, а другие – на пространстве. Временны́е средства массовой коммуникации представлены в виде эпоса, песен, а также рукописей и книг. Такие средства живут долго и передают информацию из поколения в поколение. Более близкие к нашему времени коммуникации (газеты, радио, телевидение) учёный относил к пространственному типу, но их влияние – краткосрочное. Полагал, что приход эпохи письменной коммуникации позволил властным элитам сконцентрировать и лучше контролировать государственную власть. В усилении пространственного типа коммуникации Иннис видел риски милитаризации общества. Продолжительность существования империи соотносил с балансом носителей коммуникации и стабильностью культур. Расширение империй до определённых рубежей связывал с ограничениями и потенциалами контролируемого вида коммуникации. При этом такой захват контроля над определённым видом коммуникации имеет универсальный характер и некоторыми исследователями творчества Инниса сравнивается с феноменом информационной элиты – дейтократии К. Дойча.
Профессионально занимаясь исследованиями Античности, Э. Хавлок пришёл к выводу, что западная мысль обязана своими достижениями эволюции древнегреческой формы коммуникации – от устной к письменной. Согласно Хавлоку, письменная коммуникация вызвала фундаментальные изменения, стала порождать саму власть.
Г. Маклюэн, развивая идеи Х. Инниса, рассматривал важнейшие сдвиги в истории человечества, связанные с изменениями в области массовых коммуникаций. Появление новых технических средств он связывал с революционными трансформациями в обществе. Маклюэн в работе «Галактика Гутенберга» (The Gutenberg Galaxy, 1962) выделил 3 периода развития цивилизации и коммуникации. На 1-м (первобытном) этапе господствовала устная форма коммуникации. Наступивший письменно-печатный период привёл к развитию индивидуализма, национализма и сформировал особый тип человека. 3-й этап характеризовало, по Маклюэну, появление электричества, соединяющего человечество в единую «глобальную деревню». Все средства коммуникации он делил на «горячие» и «холодные». Печатные СМИ он относил к «горячим», т. к. они выражали позицию редакции, авторское мнение. Радио и телевидение Маклюэн считал «холодными» по причине того, что данные коммуникации относились к анонимным корпорациям. Данные тезисы некоторые современные исследователи считают спорными.
Идеи Г. Маклюэна пересекаются с тезисами Э. Карпентера, другого представителя Торонтской школы, полагавшего, что любой вид медиа формирует собственный тип реальности. Маклюэн вместе с Карпентером получил грант Фонда Форда для проведения исследования СМИ.
Торонская школа коммуникативистики оказала большое влияние на становление и развитие других теорий и моделей в области медиа.