«The Banner Saga» (серия игр)
«The Banner Saga», трилогия однопользовательских тактических RPG от компании Stoic Studio в стилистике фэнтези, вдохновлённая скандинавской мифологией. Первая часть вышла в 2014 г., вторая – в 2016 г., третья – в 2018 г. Игровой процесс всех частей разделяется на два сегмента: стратегический, где игрок командует караваном воинов и беженцев, и тактический, в котором небольшие группы персонажей сражаются с врагами, используя механики, традиционные для пошаговых RPG. Серия отличается большим количеством персонажей, а также наличием разветвлённого сюжета с множеством отдельных выборов, влияющих на игровой процесс. «The Banner Saga» заслужила высокие оценки прессы и вдохновила другие студии на создание похожих проектов, например «Ash of Gods: Redemption» (2018).
История
«The Banner Saga» – дебютный проект Stoic Studio, основанной тремя выходцами из компании BioWare: Э. Йоргенсеном, А. Томасом и Дж. Уотсоном, ранее работавшими над MMORPG «Star Wars: The Old Republic» (2011). Основатели Stoic Studio хотели создать игру в соответствии с собственными вкусами без необходимости согласовывать решения с издателями. Поэтому деньги на разработку первой части собирали через краудфандинговую платформу Kickstarter, а изданием занималась компания Versus Evil, специализирующаяся на поддержке независимых коллективов разработчиков.
В качестве источников вдохновения создатели Stoic Studio указывают старые японские RPG, такие как «Final Fantasy Tactics» (с 1997) и «Shining Force» (1992), а также циклы книг «Песнь льда и пламени» («A Song of Ice and Fire», 1996–2011) Дж. Мартина и «Чёрный отряд» («The Black Company», 1984–2018) Г. Кука (Gordon R. The Banner Saga : Interview With Co-Creator Alex Thomas // Screenrant).
Все три игры «The Banner Saga» оказались коммерчески успешными и заслужили высокие оценки прессы, встроившись в ряд популярных тактических RPG и стратегий с элементами RPG, выходивших в середине 2010-х гг. [перезапуск серии «X-Com» (1994–2020), «Darkest Dungeons» (2015), серия «Shadowrun» (1993–2015) и др.].
Сюжет и игровой мир
Разработчики пытались переосмыслить жанр фэнтези, сохранив общую стилистику и заимствования из мифологии, но уйдя от привычных образов, таких как традиционный набор народов, восходящий к творчеству Дж. Р. Р. Толкина, или визуальная эстетика, опирающаяся на романтизированное позднее Средневековье. За основу мира и сюжета была взята дохристианская Скандинавия, стилистика которой повлияла на облик персонажей, имена и другие элементы эстетики, образ выдуманного мира, населяющие его народы и сюжет. «The Banner Saga» отличается от других игр того же жанра необычной визуальной эстетикой. Вся игра выполнена в мультипликационном стиле, вдохновлённом работами Р. Бакши и Д. Блута.
События «The Banner Saga» происходят на континенте, разделённом между четырьмя расами. История фокусируется на людях и варлах – рогатых великанах, созданных богами и не способных размножаться, из-за чего их раса постепенно угасает. До событий игры союз людей и варлов отразил вторжение живущих под землёй драгов, загадочных существ, неизменно закованных в доспехи и неспособных общаться с другими народами. Также на юге обитают кентавры (в английской версии – horseborn) – дикий народ, который появился во второй части франшизы.
События оригинальной «The Banner Saga» начинаются с нового вторжения драгов, показанного с точки зрения людей и варлов. Игрок берёт в команду различных героев и следит за двумя параллельно развивающимися сюжетными линиями, показывающими разные стороны войны, где одни персонажи готовятся к обороне, а другие пытаются уйти от конфликта. Такого же подхода разработчики придерживаются в последующих частях серии. Ближе к финалу игры все выжившие герои объединяются в одно войско (караван) и совместно побеждают лидера драгов, отражая их натиск.
Во второй игре выясняется, что подземная раса – беженцы, скрывающиеся от загадочной Тьмы, которая поднимается из глубин мира. Параллельно герои сталкиваются с вдохновлённым скандинавским Йормунгандом Змеем – огромным драконом, утверждающим, что ему было предначертано уничтожить мир, но тот начал самостоятельно разрушаться раньше срока. Посредством выполнения отдельных заданий и разговоров с персонажами выясняется, что к катаклизму привели эксперименты Ткачей, магов, один из которых, вопреки запрету коллег, воскресил возлюбленную, нарушив законы мироздания и высвободив Тьму. В финале герои либо приводят мир к балансу, давая уцелевшим народам шанс восстановиться, либо позволяют Змею поглотить половину мира, либо дают Тьме победить.
Кроме глобального сюжета в трилогии есть индивидуальные истории отдельных героев: людей, варлов, кентавров (начиная с «The Banner Saga II») и драгов (начиная с «The Banner Saga III»), которые меняются в зависимости от решений игрока. Личный и глобальный пласты игры пересекаются. Финал игры зависит от того, какие реплики игрок выбирал в ходе прохождения при разговорах с магом Эйвиндом, чьи решения и привели к катаклизму.
Геймплей
Все три части игры используют одни и те же правила с небольшими отличиями в конкретных игровых механиках. Игрок руководит караваном, перемещающимся по экрану справа налево в реальном времени, что симулирует путешествие героев и их спутников. В состав каравана входят отдельные персонажи и множество безымянных представителей различных народов. Проходя определённые расстояния, караван тратит ресурсы, симулирующие запасы продовольствия. По достижении ключевых точек перед игроком ставят выбор или предлагают диалоги, симулирующие проблемы, возникающие у каравана, или отражающие развитие отношений между героями.
Эти выборы образуют сюжетное древо, где принятые ранее решения открывают возможности нового выбора или секретные варианты разрешения проблем или создают дополнительные трудности. Основная канва истории остаётся без изменений, при этом игра в высокой степени вариативна. К примеру, в зависимости от решений игрока главным героем второй и третьей части будет либо тот же персонаж, что в первой, – охотник Рук, либо его дочь Алетта. Для каждого варианта написан собственный набор решений и диалогов.
Кроме стратегического сегмента в игру включены тактические пошаговые бои, в которых игрок руководит отрядом из числа основных персонажей истории на разделённых на квадраты локациях. Каждый из доступных героев принадлежит к определённому классу, определяющему его боевые параметры и дающему уникальную способность. Классы имеют свои сильные и слабые стороны, поиск идеальных комбинаций составляет основу боевой системы «The Banner Saga». Этот сегмент сохраняет верность канонам тактических ролевых игр, которые разработчики упоминали в качестве источников вдохновения.