Теория морального развития Кольберга
Тео́рия мора́льного разви́тия Ко́льберга, разработанная Л. Кольбергом (Kohlberg. 1981; 1984) теория в психологии когнитивного развития, описывающая моральное развитие как процесс становления способности применять абстрактные и универсальные моральные принципы для регуляции моральных суждений и поступков индивида. В рамках теории описывается последовательность из шести стадий морального развития, распределённых по трём уровням: доконвенциональному, конвенциональному и постконвенциональному.
В основе теории лежат философские идеи платонизма о соотношении индивидуальной и социальной этики и всеобщем принципе справедливости. Будучи аспирантом Ж. Пиаже, Кольберг в своих разработках опирался на его концепцию морального развития (см. Piaget. 1965), однако в конечном итоге взгляды двух авторов на природу формирования морального суждения содержат принципиальные различия.
Согласно конструктивистскому подходу Пиаже (Piaget. 1965), индивидуальная структура морального суждения формируется в результате взаимодействия организма и среды с её социокультурным наполнением, что вряд ли может способствовать образованию универсальных или общекультурных моральных норм. Кольберг же утверждает, что развитие морального мышления разворачивается в универсальной последовательности и ведёт к раскрытию универсальных моральных принципов, вне зависимости от влияния конкретной культуры, что противоречит позиции Пиаже (Kohlberg. 1981; 1984). Пиаже понимает процесс морального развития как процесс построения моральных концептов в «диалоге сотрудничества» мысли и действия. Формирование морального суждения и поведения в рамках операционального подхода к когнитивному развитию Пиаже рассматривает как единый процесс. Теория морального развития Кольберга на каждой стадии делает акцент на форму полученного знания, а не на процесс его получения и утверждает, что индивид лишь следует соответствующему той или иной стадии императиву. Кольберг в своих работах не изучает моральное поведение, но обращает внимание на характеристики морального суждения, обнаруживающие универсальные принципы морали, для исследования которых автор использует моральные дилеммы.
Основными инструментами для оценки моральных суждений в исследованиях Кольберга и его последователей являются структурированное Интервью для оценки моральных суждений Кольберга (Kohlberg’s Moral Judgment Interview; Kohlberg. Stage and sequence. 1969) и Тест определения проблем Дж. Реста (Rest. Defining issues test. 1974), а также другие методики (Rest. 1969; Turiel. 1972).
Согласно теории Кольберга, развитие способности к моральным суждениям представляет собой структуру, которая содержит в себе шесть стадий, последовательно организованных в три общих уровня морального развития.
Уровень 1. Доконвенциональный
На доконвенциональном уровне мораль индивида обусловлена внешними правилами, которые задаются влиятельными фигурами и культурными нормами, а их соблюдение гарантирует индивиду наказание или одобрение. Данный уровень характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Стадия 1: ориентация на наказание/послушание. Поведение определяется внешними обстоятельствами. Индивид слушается, чтобы избежать наказания.
Стадия 2: инструментальная ориентация. Поведение определяется внешними обстоятельствами. Индивид ориентирован на получение вознаграждения или удовлетворение собственных потребностей.
Уровень 2. Конвенциональный
На конвенциональном уровне конформность, ориентация на социальные нормы и правила остаётся. В то же время акцент внимания индивида смещается на отношения с окружающими и обществом в целом. Индивиду важно поддерживать общественные нормы и правила, чтобы получить одобрение и быть принятым группой. Данный уровень характерен для подросткового и юношеского возрастов, а также для большинства взрослых людей.
Стадия 3: хороший мальчик / хорошая девочка. Поведение регулируется социальным одобрением. Индивид стремится к получению одобрения от других, к тому, чтобы оставаться «хорошим/добрым/милым человеком» в глазах других.
Стадия 4: ориентация на закон и порядок. Поведение детерминировано социальными правилами и законами. Индивид принимает во внимание широкую перспективу норм, которая включает и законы общества. Моральное суждение выносится не только с опорой на мнение окружающих, но и на нормы общественного порядка. Индивид считает нормы закона основным регулятором общественного порядка и выступает за их сохранение.
Уровень 3. Постконвенциональный
На постконвенциональном уровне индивид оперирует понятиями, стоящими за рамками существующих индивидуальных или общественных норм и правил. Моральное поведение определяется опорой на высшие абстрактные принципы и ценности, которые применимы ко всем ситуациям и сообществам. В моральных суждениях индивид учитывает общечеловеческую перспективу. Данный уровень характерен для взрослых людей старше 25 лет.
Стадия 5: ориентация на социальный контракт. Поведение регулируется человеческими правами. Индивид рассматривает законы и социальные нормы как гибкий инструмент, направленный на благо человека, что позволяет принимать во внимание исключения из правил. Законы требуют поправок и изменений, если не соответствует правам и интересам большинства, т. е. не приносят блага людям.
Стадия 6: ориентация на универсальные этические принципы. Согласно Кольбергу, данная стадия является высшей стадией морального развития. По мнению автора, не каждый способен достигнуть данной стадии. Поведение индивида на ней регулируется внутренним набором принципов или этическим кодексом совести. Данный набор принципов является абстрактным и универсальным. Моральное суждение выносится индивидом с учётом каждого члена группы, которого может затронуть данное решение.
Итак, на первой стадии ребёнок считает правильным то, что признаёт правильным авторитетное для него лицо. На второй стадии ребёнок ориентируется на различные варианты поведения, за которые он может получить одобрение от широкого круга лиц. На третьей и четвёртой стадиях подросток, молодой человек или взрослый ориентируются на общепринятые, конвенциональные нормы, а также установленные законы. На пятой и шестой стадиях взрослые люди стремятся к реализации блага и принципа справедливости для каждого отдельного человека и человечества в целом.
Согласно Кольбергу, содержание и последовательность стадий универсальны и неизменны для всех культур. При этом индивид может остановиться на любой из стадий, далее по пути морального развития не продвигаясь. Кольберг полагает, что стадии иерархически интегрированы между собой и индивид не теряет возможность использовать знания предыдущей стадии при переходе на последующую, а дополняет и расширяет свою способность к моральному суждению (Kohlberg. 1981; 1984).
Эмпирические исследования, однако, не подтвердили неизменности и универсальности стадий морального развития. Так, лонгитюдные исследования показали, что некоторые дети в своём моральном развитии по мере взросления оказываются на предыдущих стадиях по сравнению со своим собственным уровнем в более раннем возрасте (Kohlberg. Continuities and discontinuities ... 1969; Holstein. 1976).
В то же время многочисленные эмпирические исследования подтверждают теорию Кольберга, в частности универсальность и последовательность развития способности к моральному суждению. Данные кросс-культурных, лонгитюдных и иных исследований, полученные на разных социальных и возрастных группах, показывают, что возраст детей и стадия морального развития по Кольбергу связаны между собой, а освоение стадий происходит в описанной им последовательности (Nisan. 1982; A longitudinal study ... 1983; Edwards. 1986).
Теория Кольберга была разработана на основе эмпирических данных, полученных на выборке мальчиков, что явилось мишенью для критики со стороны американского психолога К. Гиллиган, которая обвиняла автора в универсализации теории без учёта гендерного разнообразия, т. е. возможных отличий морального развития девочек (Gilligan. 1983).
Теория Кольберга не рассматривает связь между моральным суждением и моральным действием, однако сам автор высказывал предположения, что такая связь существует. По мнению Кольберга, наиболее соответствующее моральным суждениям поведение будет с большей вероятностью реализовываться на высших стадиях морального развития (Kohlberg. 1984), т. к. эти стадии содержат более устойчивые внутренние стандарты. Частичное подтверждение данной гипотезе было найдено в исследовании морального развития студентов, участвующих в протестных акциях (Blasi. 1980).
Кольберг развивал идеи о необходимости внедрения в систему среднего образования специальных обучающих программ, способствующих продвижению учащихся по шкале морального развития к его высшим стадиям (Kohlberg. 1984).