#Классические психологические экспериментыКлассические психологические экспериментыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКлассические психологические экспериментыКлассические психологические экспериментыНайденo 7 статейПсихологиПсихологи Истомина Зинаида МихайловнаИсто́мина Зинаи́да Миха́йловна (1917 – между 1999 и 2004), советский и российский психолог, исследователь в области психологии памяти, автор трудов по развитию непроизвольной и произвольной памяти в дошкольном возрасте. Доктор психологических наук (1975), профессор. Первое исследование развития произвольной памяти дошкольников провела под руководством А. Н. Леонтьева. Впоследствии в лаборатории памяти Института психологии (ныне ПИ РАО) под руководством А. А. Смирнова исследовала становление мнемических процессов у ребёнка, особенности произвольной и непроизвольной памяти, возможности развития логической, смысловой памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте.Психодиагностические технологии Тест ЭббингаузаТест Эббинга́уза, тест заполнения пропущенных в тексте слов. Используется в патопсихологии, нейропсихологии и детской психологии для разнообразных целей: выявления развития речи, нарушений мышления, продуктивности ассоциаций, проверки критичности мышления. Тест предложен Г. Эббингаузом в 1897 г. как тест завершения предложений для исследования интеллектуальных способностей школьников.Термины Функциональная фиксированностьФункциона́льная фикси́рованность, феномен когнитивной установки, который состоит в том, что решатель рассматривает возможности использования предметов только в их наиболее явной функции, затрудняясь предложить нестандартные способы их применения для решения возникшей проблемы. Понятие функциональной фиксированности было введено немецким немецким гештальтпсихологом К. Дункером как указание на эффект негативного влияния прошлого опыта на решение текущей проблемы. Прошлый опыт фиксирует решателя на отдельных функциях предметов, скрывая другие (латентные) функции, которые могут понадобиться при решении новой задачи. Функциональная фиксированность может быть обусловлена как зрительно воспринимаемыми факторами, так и опытом предварительного использования предмета.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория морального развития КольбергаТео́рия мора́льного разви́тия Ко́льберга, разработанная Л. Кольбергом теория, описывающая моральное развитие как процесс становления способности применять универсальные моральные принципы для регуляции суждений и поступков индивида. Теория морального развития Л. Кольберга опирается на теорию развития интеллекта и морального суждения Ж. Пиаже. В рамках теории Кольберга описывается последовательность из шести стадий морального развития, распределённых по трём уровням: доконвенциональному, конвенциональному и постконвенциональному. Основное внимание уделяется процессам мышления при решении моральных дилемм, т. е. суждениям о поведении как о правильном или неправильном с точки зрения морали. Основными инструментами для оценки моральных суждений в исследованиях Кольберга и его последователей являются структурированное Интервью для оценки моральных суждений Кольберга и Тест определения проблем Дж. Реста.Научные эксперименты, проекты, программы Исследования формирования социальной мотивации и привязанностей ГевирцаИссле́дования формирова́ния социа́льной мотива́ции и привя́занностей Ге́вирца, проведённые Дж. Гевирцем психологические исследования условий возникновения социальной мотивации ребёнка и обоюдной привязанности в диаде «ребёнок – родитель». Опираясь на идеи теории социального научения, в своих исследованиях Гевирц показывает, что основным источником формирования социальной мотивации ребёнка выступает научение, происходящее под влиянием поступающих из социальной среды подкреплений.Научные эксперименты, проекты, программы Исследования привязанности ЭйнсвортИссле́дования привя́занности Э́йнсворт, проведённые М. Эйнсворт психологические эмпирические исследования, направленные на получение данных относительно привязанности в диаде «мать – ребёнок». Исследования были проведены в Уганде (1954–1955) и в Балтиморе (1963). Основными их результатами являются: 1) понятие о надёжности привязанности; 2) методика измерения качества привязанности «Незнакомая ситуация»; 3) классификация системы отношений привязанности, включающая избегающий тип (А), надёжный тип (В) и сопротивляющийся, или амбивалентный, тип (С); 4) эмпирически подтверждённая связь между отзывчивостью матери и надёжностью привязанности; 5) вывод о том, что отношения, в которых мать свободна от собственных забот и тревог, позволяют с большей вероятностью формировать надёжную привязанность.Научные методы исследования Методика «Незнакомая ситуация»Мето́дика «Незнако́мая ситуа́ция», экспериментальная методика, направленная на определение типа привязанности ребёнка в возрасте от 12 до 18 месяцев, разработанная М. Эйнсворт и Б. Уиттиг. Методика содержит последовательность из восьми экологичных эпизодов, включающих взаимодействие, разлуку и воссоединение ребёнка с матерью, которые приводят к проявлению поведения привязанности у ребёнка в незнакомых ему лабораторных условиях.