Теория дифференциации и интеграции Н. Д. Казанцева
Тео́рия дифференциа́ции и интегра́ции Н. Д. Каза́нцева, одна из основных теорий Московской классической университетской научной школы экологического права 1960-х гг., положившая начало изучению внутренних процессов, происходящих в советской правовой системе и приведших к возникновению природоохранительного (экологического) права.
В 1961 г. Н. Д. Казанцев опубликовал статью «О преподавании в высших юридических учебных заведениях курса "Правовая охрана природы"», посвящённую методике преподавания правовой охраны природы, подготовил первую программу одноимённого учебного курса и высказал идею о формировании отрасли природоохранительного законодательства (Ефимова. 2002. С. 27). Идея заключалась в том, что законодательство об охране природы, с одной стороны, входит в состав земельного законодательства (включающего также лесное, водное, горное), а с другой стороны, является его продолжением. Постепенно законодательство об охране природы обособилось в отдельную отрасль и именно в этом качестве развивалось дальше (Казанцев. 1962. С. 16–26). Интеграция законодательства о природных ресурсах объясняется параллельными процессами дифференциации земельного, лесного, водного, горного и природоохранительного законодательства (Казанцев. 1965. С. 3–4).
Для признания отрасли права самостоятельной достаточно специфического объекта правового регулирования (т. н. предмета отрасли права), отрасли законодательства, регулирующей специфическую группу общественных отношений, и заинтересованности государства в выделении отрасли (Казанцев. 1972. С. 126). Особым объектом отрасли Казанцев считал общественные отношения по использованию и охране природных ресурсов в комплексе, регулирующиеся природоохранительным законодательством, а заинтересованность государства в выделении отрасли усматривал в осознании необходимости кодификации земельного, лесного, горного, водного и природоохранительного законодательства (Казанцев. 1965. С. 19).
В 1967 г. Казанцев заявил о появлении природоохранительного законодательства. Он видел природноресурсовое право интегрированной правовой отраслью, состоящей из двух частей: общей и особенной. В особенную часть вошли самостоятельные правовые отрасли земельного, водного, горного, лесного и природоохранительного права, а общая часть состояла из основных институтов: государственной собственности на природные ресурсы, принципов охраны природы, единого фонда, кадастра, прав на природные ресурсы, ответственности за правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов (Казанцев. 1967. С. 9).
Суть своей теории Казанцев объяснял так: развитие природоохранительного права и законодательства как самостоятельных отраслей обусловлено возрастанием использования природных ресурсов. Вследствие государственной заинтересованности в сохранении природных ресурсов самостоятельными стали земельное, горное, водное, лесное и природоохранительное законодательство. К 1960-м гг. сформировались все составляющие для того, чтобы считать их самостоятельными отраслями права. Дифференциация (разделение) природноресурсовых отраслей права влечёт за собой интеграцию (объединение) этих отраслей в новой интегрированной отрасли права – советском природно-ресурсовом праве (Казанцев. 1972. С. 126).
Таким образом, теория дифференциации и интеграции положила начало формированию природоохранительного (экологического) права, которое со временем привело к появлению правовой отрасли экологического права в его современном понимании.
Ныне Московская классическая университетская научная школа экологического права понимает экологическое право в двух смыслах: в первом (узком) значении – это система правовых норм, регулирующих первую (узкую) группу отношений и возникающих в процессе их реализации правоотношений. Во втором значении экологическое право – система правовых норм, регулирующих вторую (широкую) группу общественных отношений, и соответствующих этим нормам правоотношений. При этом узкая группа общественных отношений – отношения только по охране окружающей природной среды (экологическое право в узком смысле, природоохранительное право). В широком смысле, если учитывать происходящие современные процессы консолидации общественных отношений в данной сфере и консолидации регулирующих их норм, это отношения по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов, по использованию и охране природных ресурсов (Голиченков. 1999. С. 318).