Телькамп Уве
Те́лькамп У́ве (Уве Теллькамп; Uwe Tellkamp) (род. 28.10.1968, Дрезден), немецкий писатель.
Отец – врач, мать – медсестра. В 1987 г. окончил гимназию в Дрездене. Поступил на службу в Национальную народную армию Германской Демократической Республики (ГДР). В октябре 1989 г. отказался участвовать в разгоне политической демонстрации в Дрездене; за невыполнение приказа был помещён под двухнедельный арест и уволен со службы. Работал помощником экскаваторщика, помощником токаря на заводе, в 1990 г. санитаром больницы Дрездена. В 1990-х гг. изучал медицину в Лейпцигском, Нью-Йоркском и Дрезденском университетах; работал врачом в травматологической клинике в Мюнхене.
В 1987 г. опубликовал сатирическую миниатюру в журнале Eulenspiegel. С конца 1980-х гг. публиковал статьи и эссе в литературных журналах Akzente, Comma и др.
Дебютный роман «Щука, мечты и "Португальское кафе"» («Der Hecht, die Träume und das Portugiesische Café», 2000) описывает жизнь молодых людей творческих профессий в Дрездене после воссоединения Германии.
В 2004 г. оставил работу в клинике и полностью посвятил себя писательской деятельности. В повести «Сон в часах» («Der Schlaf in den Uhren», 2004; Премия Ингеборг Бахман, Дрезденская поэтическая премия, обе в 2004) описана трамвайная поездка по городу, которая объединяет воспоминания персонажей об истории Дрездена (вторжение Красной Армии, пребывание в городе В. В. Путина) и Европы (Сараевское убийство, раскол Германии, восстановление немецких городов после Второй мировой войны 1939–1945 гг.); возникают отсылки к опере «Кавалер розы» Р. Штрауса, премьера которой состоялась в Дрездене в 1911 г. Повесть отличают монтажная техника, стилевые эксперименты; ощущается влияние поэтики М. Пруста.
Главный герой романа «Зимородок» («Der Eisvogel», 2005) – сын удачливого банкира с блестящими карьерными перспективами, который вопреки ожиданиям близких становится безработным и примыкает к праворадикальной террористической организации.
В самом известном произведении Телькампа, романе «Башня. Истории из затонувшей страны» («Der Тurm. Geschichte aus einem versunkenen Land», 2008; Немецкая книжная премия, Премия Уве Йонсона, обе в 2008; Премия фонда Конрада Аденауэра, Немецкая национальная премия, обе в 2009; частичный русский перевод 2009; спектакль по роману в Государственном театре Дрездена, режиссёр В. Энгель, 2010; телевизионная экранизация, режиссёр К. Швохов, 2012), представлена картина последних лет существования ГДР (1982–1989). Роман повествует о представителях интеллигенции, живущих в обветшалых особняках на окраине Дрездена и игнорирующих навязываемую им советскую идеологию. Становление личности главного героя показано на фоне исторических перемен, происходящих в стране, которая скоро должна исчезнуть навсегда.
В стихотворном сборнике «Поездка в голубой город» («Reise zur blauen Stadt», 2009) 40 поэтических фрагментов представляют воображаемый город, наделённый чертами Праги, Венеции, Вены. Книга «Хозяйство на песке. Заметки о письме и времени. Лейпцигская лекция о поэтике» («Die Sandwirtschaft. Anmerkungen zu Schrift und Zeit. Leipziger Poetikvorlesung», 2009) отражает взгляды Телькампа на писательское ремесло и размышления о творчестве любимых авторов (Х. К. Онетти, Ф. Гёльдерлина и др.). В иллюстрированной фотографиями В. Либеркнехта книге очерков о Дрездене «Подвесная дорога: дрезденские открытия» («Die Schwebebahn: Dresdner Erkundungen», 2010) герой, городской фланёр, описывает нравы и архитектуру родного города, рассказывает истории отдельных жителей и рассуждает об искусстве. В прозаическом сборнике «Дела Каруса» («Die Carus-Sachen», 2017) читатель снова встречается со знакомой по роману «Башня» семьёй Гофман: отец и сын ведут беседу о политической системе ГДР, романтизме, натурфилософии, творчестве К. Г. Каруса. В повести «Ателье» («Das Atelier», 2020) писатель и два художника дискутируют об искусстве и духе времени.