Танзания. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Танза́нии. Музыкальная культура Танзании сочетает традиции разных народов (говорящих главным образом на языках банту). На островах Занзибар и Пемба заметно влияние арабской музыки (стиль таараб), популярностью пользуется струнный щипковый инструмент уди (udi) – местная разновидность уда. На побережье материковой части страны более выражены местные традиции. Танец мбета (mbeta) исполняется в сопровождении барабанов и флейт виянзи (viyanzi). Распространены инструменты типа ксилофона (в том числе маримба), звукоряд которых соответствует пентатонике.
У народа сукума обряды тайных союзов сопровождаются игрой на двухсторонних цилиндрических барабанах. Среди других инструментов: цитры с долблёным корпусом в виде корытца (без деки), однострунные смычковые лютни, музыкальный лук эндоно (endono; с резонатором из высушенной тыквы).
Музыка народов, населяющих северо-запад Танзании, испытала влияние традиций Руанды, Бурунди и исторических государств Буньоро, Нкоре и Буганда. У народа хайя семиструнная цитра в виде корытца, энанга (enanga), – показатель высокого социального статуса владельца. Цитры используются для сопровождения эпических, исторических и хвалебных песен. Примечательны ансамбли труб из высушенной тыквы (макондере, makondere) в сопровождении барабанов. Бытуют также трубы из рога животного (энзомба, enzomba), из древесины (омвомба, omwomba).
Многочисленные танцы с музыкальным сопровождением составляют значительную часть культуры народа гого. До 1960-х гг. его представители принимали участие в ежегодных традиционных танцевальных фестивалях в Додоме. Танцы связаны с обрядами инициации, обрезания, сбором урожая и др. Многообразны музыкальные инструменты: смычковая лютня чизезе (chizeze), рог ндулеле (ndulele), флейта мланзи (mlanzi), ламеллафон илимба (ilimba), колокольчики, погремушки, барабаны в форме песочных часов. Строй музыкальных инструментов народа гого, как правило, основан на отрезке обертонового звукоряда (4–10 обертоны). Гого – один из немногих африканских народов, практикующих горловое пение.
У народов, населяющих побережье реки Рувума, известны однострунная смычковая лютня аканьембе (akanyembe), ламеллафон читиатиа (chityatya), ксилофон димбила (dimbila).
Народ хехе использует цитру в виде корытца лигомбо (ligombo) в качестве сопровождения героических, эпических и хвалебных песен.
Музыкальная культура Танзании 20 в. отмечена усилением европейского влияния. Традиции африканского фольклора и церковной (католической) музыки совмещал в своём творчестве композитор Стивен Мбунга (1927–1982), автор католической мессы «Misa Baba Yetu» (1959). В 1960-е гг. распространилась конголезская румба. С конца 1960-х гг. развивается популярная музыка (джаз-бэнды Morogoro Jazz Band, Dar es Salaam Jazz Band).
Музыкальное образование предоставляют Университет Дар-эс-Салама (1961), Колледж искусств в Багамойо (1971), музыкальная школа Dhow Countries Music Academy (2002, Занзибар).
С 2003 г. в Занзибаре проводится ежегодный музыкально-театральный фестиваль Sauti za Busara. С 2007 г. Университет Дар-эс-Салама проводит ежегодный симпозиум по этномузыковедению.