Свирин Николай Григорьевич
Сви́рин Никола́й Григо́рьевич [21.2(5.3).1900, Санкт-Петербург – 20.2.1938, там же], российский критик, литературовед.
Окончил Первое Петроградское реальное училище (1917). В 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию; участвовал в боях на Карельском фронте (1921–1922); служил в пограничных войсках Объединённого государственного политического управления (1922–1924).
Вступил в Ленинградскую ассоциацию пролетарских писателей (ЛАПП). Один из организаторов ЛОКАФ (1930–1932), член редколлегии журнала «Залп» (1931–1934). Ответственный секретарь ленинградского оргкомитета по созданию Союза писателей СССР (1932–1934). Научный сотрудник Коммунистической академии (1932–1934). В 1934–1936 гг. заведующий сектором литературоведения Государственной академии искусствознания (ныне Российский институт истории искусств). Вошёл в состав Пушкинской комиссии АН СССР (1936), член редакционного совета (1936–1937) по академическому изданию полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 16 томах (1937–1959).
Разрабатывал теоретические вопросы оборонной литературы и анализировал современный литературный процесс (А. М. Дмитриев, Б. А. Лавренёв, Н. С. Тихонов и др.) в сборниках статей «Литература и война» (1932), «Мобилизация литературы» (1933). Редактор и составитель коллективного сборника критических статей «Перед боями» (1936), в котором были разобраны романы «Цусима» А. С. Новикова-Прибоя (критиком выступил С. П. Варшавский), «Тяжёлый дивизион» А. Г. Лебеденко (критик – Н. Г. Свирин), сборник рассказов Н. И. Мамина «Якобинцы» (критик – Р. Д. Мессер) и др.
Свои теоретические построения переносил на русскую классическую литературу, особое внимание уделяя творчеству А. С. Пушкина, стремился преодолеть устоявшиеся в пушкиноведении традиции (подробнее см.: Сысоева. 2021), выступал против А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, Б. М. Эйхенбаума и др. Статьи проникнуты антиколониальным пафосом; Свирин усматривал связь романтической литературной традиции с внешней политикой Российской империи (статьи Свирин Н. Г. Военно-феодальный империализм и русская литература // Знамя. 1933. № 11; 1934. № 1; К вопросу о байронизме Пушкина // Литературный современник. 1935. № 2; Пушкин и Восток // Знамя. 1935. № 4 и др.). По мнению Свирина, именно по причине усиленной экспансии Российской империи на Восток в русской литературе 1820–1840-х гг. расцвела восточная экзотика (поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник», 1822, «Бахчисарайский фонтан», 1824). Неоднократно приводил в пример позицию Дж. Байрона по отношению к национально-освободительному движению, называя русский байронизм ширмой, прикрывающей великодержавный пафос либерального дворянства: «...Байрон погиб в борьбе за свободу греческого народа, а Пушкин вскоре растерял своё эллинофильство и писал П. А. Вяземскому: "Греция мне огадила"...» (цит. по: Свирин Н. Г. Русская колониальная литература // Литературный критик. 1934. № 9. С. 69–70). Принципиальную разницу во взглядах на Греческую национально-освободительную революцию 1821–1829 гг. объяснял различной «оптикой» поэтов: Байрон отстаивал интересы греков, тогда как Пушкин «связывал дело освобождения Греции с русским штыком» (Свирин Н. Г. Русская колониальная литература. С. 70).
Основными чертами большинства писателей начала 19 в. (А. С. Грибоедова, Н. И. Тургенева, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева) считал имперские амбиции, сочетающие либерализм с великодержавным национализмом, и недоверие к народу: «...дворянство не столько ненавидело царя, сколько боялось мужицкого бунта – "бессмысленного и беспощадного"» (Свирин Н. Г. Русская колониальная литература. С. 67–68).
В статье «О героях и героизме в буржуазно-дворянской литературе» убеждал современных писателей при разработке образов советских героев не отказываться от русской реалистической традиции 19 в., сделав поправку на «условность и ограниченность» (Звезда. 1934. № 6. С. 172) реализма этого периода (вместо истинных классовых целей герои, по его мнению, гибли за мифические идеалы), призывал литераторов обратить внимание на «незаметных» героев: коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича из романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, Максима Максимыча из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, капитана Хлопова из «Набега», штабс-капитана Тушина из «Войны и мира» Л. Н. Толстого и др.
В статье «Пушкин и фольклор народов СССР» рассматривал связь произведений поэта с фольклором «угнетённых народов царской России» (Звезда. 1937. № 1. С. 148): история написания «Черкесской песни» в «Кавказском пленнике», истоки «Песни Земфиры» в «Цыганах», стихотворения «Чёрная шаль» (1821) и т. д.
Арестован (1937) на основании статей 58-8 (террористический акт), 58-11 (организационная деятельность, направленная к совершению контрреволюционного преступления) УК РСФСР. Расстрелян в 1938 г. Реабилитирован в 1956 г.