ЛОКАФ (литературное объединение)
ЛОКА́Ф (Литературное объединение Красной Армии и Флота), российское литературное объединение.
Создано 29 июля 1930 г. на совещании писателей и представителей центральной и окружной военной печати в Центральном доме Красной Армии в Москве. В Центральный совет вошли М. Горький, Демьян Бедный, Ф. Я. Кон, А. С. Серафимович, А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Э. Г. Багрицкий, М. Е. Кольцов, В. А. Луговской, Мате Залка, А. Г. Малышкин, И. Л. Сельвинский и др. В объединение вступили московские и ленинградские писатели, а также более 2,5 тыс. красноармейцев (члены литкружков, военные корреспонденты). Организации ЛОКАФ были созданы в Москве, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе, в Средней Азии, Поволжье, на Черноморском флоте, Дальнем Востоке и в других регионах.
Предпосылками к созданию послужил ряд политических процессов и событий [Афганские походы Красной армии (1929, 1930), советско-китайский вооружённый конфликт 1929 г., негативная реакция на проведение коллективизации (Крестьянские восстания 1930)], которые обнаружили необходимость в разработке военной тематики в литературе.
За месяц до официального создания ЛОКАФ «Литературная газета» опубликовала обращение инициативной группы, в которую вошли сотрудники военных газет «Красная Звезда» и «Красный воин», Политического управления Красной армии (ПУРККА), Военной академии и Центрального дома Красной Армии (ЦДКА), а также участники различных литературных объединений (РАПП, «Кузница» и др.), с призывом объединить писательские усилия вокруг оборонной тематики по причине угрозы военного нападения на СССР [Красная армия ждет своего писателя // Литературная газета. 1930. 26 июня (№ 5). С. 1].
В круг задач ЛОКАФ входила разработка т. н. оборонной литературы (внимание к армейскому быту, обращение к прошлому и мифологизация побед Красной Армии, подготовка читателей к новой войне, создание образа врага); систематизация и контроль уже существующих, а также создание новых армейских литературных кружков и групп; формирование литературных кадров (поэтов, писателей, критиков, драматургов, сценаристов) в среде красноармейцев и краснофлотцев, организация обучения (специальные курсы, семинары, диспуты, лекции), военная подготовка «квалифицированных» писателей (командировка на армейские сборы в ироничном ключе описана в очерке Ильфа и Петрова «Трудная тема» // ЛОКАФ. 1931. № 11).
Теоретик «оборонной литературы» Н. Г. Свирин в статье «Творческие пути ЛОКАФ» («Творческая дискуссия ЛОКАФ», 1932) выдвинул следующие требования к писателям: демонстрировать исключительность Красной армии «как армии пролетарской диктатуры» (Литература и война. Ленинград ; Москва, 1932. С. 9), обращать внимание на рост и развитие института вооружённых сил в русле развития всей страны, учитывая его специфические особенности, а именно «непрерывное, повседневное воздействие организующих сил армии – командования и парторганизации» (Литература и война. С. 11) и отсутствие классовой борьбы, что вносит коррективы в традиционные для литературы темы соцсоревнования, ударничества и пр.
Объединение во многом реализовало требование РАПП о «массовом писателе» и «массовом читателе» – писателей призывали изгнать из работ «мистицизм и надуманность», обратившись к методу художественного реализма, использовать «ясное, простое, понятное массам художественное слово» («Новый батальон пролетарской литературы» // ЛОКАФ. 1931. № 1. С. 137); критики и политические работники уделяли повышенное внимание идеологически верной интерпретации и актуальности темы произведения. Разрабатываемые в ЛОКАФ организационные, теоретические и литературно-критические положения нашли своё продолжение в литературе социалистического реализма.
Объединение выпускало журналы «ЛОКАФ» (1931, Москва; в 1933 переименован в «Знамя»), «Залп» (Ленинград, 1931–1934), «Червонный боец» (Харьков, 1931–1935). Издавало художественные произведения отечественных и зарубежных авторов: А. М. Дмитриева («Есть – вести корабль», 1931), А. С. Новикова-Прибоя («Цусима», 1932), Владимира Кнехта («Страна на замке», 1932, и др.), Эриха Кнауфа («Ça ira» – «Победа будет наша», о Капповском путче 1920) и др. Печатало альманахи («Литературная вахта», 1932; «Красная армия», 1932), книги стихов («Боевая тревога», 1932) и прозы («Атака», 1931; «К бою», 1931, 1932). Выпускало тематические сборники, например «Перекоп» (1931), включавший повесть «Падение Даира» А. Г. Малышкина, стихотворения «Три гада», «Красная конница на южном фронте» Демьяна Бедного», «Перекоп», «Гражданская панихида» В. А. Луговского и др.
В октябре 1932 г. прекратило своё существование на основании партийного постановления от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».