Свентоховский Александр
Свентохо́вский Алекса́ндр (Aleksander Świętochowski) (18.1.1849, Сточек-Луковский, Люблинская губерния, Царство Польское, ныне Люблинское воеводство – 25.4.1938, Голотчизна, близ г. Цеханув, Варшавское воеводство, ныне Мазовецкое воеводство), польский общественно-политический деятель, публицист, писатель, литературный критик, историк, философ. Псевдонимы «Посол правды», «О. Ремус», «Оремус», «Либер», «Учитель» и др. Отец – Феликс Свентоховский, учитель, мать – Михалина, урождённая Скупневская. В 1866 г. начал учёбу на историко-филологическом факультете Варшавской главной школы (ныне Варшавский университет). После прекращения её деятельности в 1869 г. продолжил учёбу в Лейпцигском университете, в 1874 г. защитил докторскую диссертацию по философии на тему «О возникновении законов морали» («O powstaniu praw moralnych»). С 1870 г. сотрудничал с позитивистской прессой. В ряде работ («My i wy», 1871; «Praca u podstaw», в соавторстве с Л. Микульским, 1873) сформулировал программные положения общественно-политического течения, получившего название «варшавский позитивизм» (печатный орган – газета Przegląd Tygodniowy): не национальные восстания, а «органический труд» (приоритет хозяйственно-экономического развития Царства Польского), «работа у основ» (активизация просветительской и социальной деятельности интеллигенции), демократизации польского общества. Зарекомендовал себя как поборник рационалистического подхода к жизни, свободомыслия, светского образования, равенства людей независимо от национальной, расовой и религиозной принадлежности, непримиримый противник клерикализма, фанатизма, ханжества. С 1878 г. редактор и издатель газеты Nowiny, вёл колонку «Письма из Парагвая». В 1881 г. основал и до 1902 г. оставался редактором газеты Prawda; популярностью среди интеллигенции пользовалась его колонка под названием «Liberum veto», которую он продолжал вести в различных изданиях и в независимой Польше. В условиях оживления общественной и политической жизни в Российской империи занялся политической деятельностью.
В конце 1904 г. стал одним из учредителей и возглавил Прогрессивно-демократический союз, взаимодействовавший с идеологически близкими национальными демократами (эндеками), ведущей польской политической силой, которая негативно относилась к сторонникам восстаний и социалистическому движению, и добивалась получения Царством Польским автономии в составе России как важного шага на пути к независимости Польши. Участвовал в работе люблинского Общества распространения просвещения «Światło», в 1906 г. – был среди организаторов Общества польской культуры (1906–1913), издатель журналов Kultura Polska (1908–1913) и Humanista Polski (1913–1915). В 1912 г. поселился в имении Голотчизна, много внимания уделял организации культурно-просветительской деятельности среди крестьян, пропаганде кооперации, вместе с хозяйкой имения А. Бонковской учредил две сельскохозяйственные школы для крестьянской молодёжи, которые после 1918 г. передал государству. В годы Первой мировой войны участвовал в создании Демократического клуба (1915), близкого первому Польскому национальному комитету, после оккупации Царства Польского немецкими и австрийскими войсками был, как и эндеки, противником решения польского вопроса с помощью Австро-Венгрии и Германии. В независимой Польше продолжал сотрудничество с эндеками на антипилсудчиковской основе, до 1929 г. публиковался главным образом в их периодике, позже сблизился с центристской оппозицией, в 1936 г. объединившей свои усилия в борьбе с «санационным режимом» в составе «Фронта "Морж"».
Широкая известность Свентоховского связана не только с общественно-политической деятельностью и публицистикой, но и с его литературным и научным творчеством. Как прозаик дебютировал в журнале Nowiny («Новости»), опубликовав под псевдонимом Владислав Оконьский (Władysław Okoński) четыре рассказа: «Демьян Цапенко» (1879), «Хава Рубин» (1879), «Карл Круг» (1879), «Климент Борута» (1880). Его проза и драматургия посвящены тем же политическим идеям, которые он проводил как публицист. В пьесах «Невинные» («Niewinni», 1876) и «Красивая» («Piękna», 1878) изложил свои морально-философские взгляды; в «Крепостной» («Poddanka», 1877) критиковал панщину, в «Шуте» («Błazen», 1878) – своеволие феодалов, в «Аспазии» («Aspazja», 1885) развивал концепцию демократического устройства общества; в символической историософской драме «Духи» («Duchy», 1909) прославлял свободную мысль.
Среди его наиболее значительных драматических произведений трилогия «Бессмертные души» («Dusze nieśmiertelne», 1876–1889): «Отец Макарий» («Ojciec Makary», 1876), «Аврелий Вишар» («Aureli Wiszar», 1888), «Регина» («Regina», 1889). Пьесы Свентоховского, нередко построенные на риторических диалогах, продолжали традицию драм для чтения. Менее риторична реалистическая новеллистика: сборник «За жизнь» («O życie», 1879), направленный против национальной нетерпимости; рассказы «Климент Борута» («Klemens Boruta», 1880), сатирический роман «Drygałów» (1915) и др.
Автор литературно-критических очерков (о произведениях Г. Сенкевича, Б. Пруса и др.). Из русских писателей наиболее высоко ценил М. Е. Салтыкова-Щедрина (в первых номерах «Правды» опубликовал его сатирические повести «Старая помпадурша» и «Опекуны», отступив от своего правила печатать в журнале только короткие произведения), И. С. Тургенева (в 1881 опубликовал его лирический рассказ «Песнь торжествующей любви»), Л. Н. Толстого (его творчеству посвящены статьи «Добрая зараза», 1900, и «Толстой и толстовство», 1904).
Автор работ на философские и исторические темы, в их числе и исследование, посвящённое философско-историческому разбору различных направлений утопической мысли («Utopie w rozwoju historycznym», 1910) и 2-томный труд по истории польского крестьянства от Средневековья до начала 20 в. («Historja chlopów polskich w zarysie», 1925–1928). Награждён золотым академическим лавром (Польша, 1935).
Скончался от приступа астмы. Согласно его воле, был похоронен в Соньске в окрестностях Цеханува.