«Санационный режим»
«Санацио́нный режи́м» (от лат. sanatio – оздоровление), авторитарный политический режим в Польше. Существовал в период от государственного переворота Ю. Пилсудского (12–14 мая 1926) до поражения Польши в германо-польской войне 1939 г. и создания польского правительства в эмиграции (30 сентября 1939).
Идейные основы «санационного режима» были сформулированы в период государственного переворота 1926 г.: оздоровление политической жизни (отсюда название), радикальное ослабление влияния партий и парламента, укрепление позиций президента и исполнительной власти. «Санационный режим» опирался на армию, государственный аппарат и личный авторитет Пилсудского в польском обществе. Осуществив переворот, Пилсудский не распустил парламент 1-го созыва и формально не объявил себя диктатором, но стал им фактически. Уже 15 мая 1926 г. он без консультаций с парламентскими партиями назвал кандидатом на должность премьер-министра нового правительства профессора из Львова К. Бартеля, маршал сейма М. Ратай самолично утвердил эту кандидатуру. 1 июня 1926 г. по предложению Пилсудского парламент избрал президентом Польши малоизвестного в политических кругах профессора И. Мосьцицкого, ставшего марионеткой в руках диктатора.
2 августа 1926 г. сейм принял 8 поправок к 6 статьям конституции 1921 г., благодаря которым президент становился верховным контролёром деятельности правительства и парламента. Он получил право: по представлению правительства распускать парламент без согласия сената; созывать, открывать, переносить и закрывать заседания парламента; утверждать бюджет в правительственной версии, если парламент не успел этого сделать на сессии; издавать распоряжения, имеющие силу закона с момента их оглашения, если они не направлены на изменение конституции, с последующим их рассмотрением законодателями в течение 14 дней с момента открытия сессии. В результате принятия поправок к конституции и пакета законов от 2 августа сейм утратил свою неуязвимость и исключительную позицию в системе органов государственной власти, что усилило исполнительную власть, получившую возможность вводить в действие подготавливаемые правительством законы, минуя парламент. 6 августа 1926 г. был принят закон об учреждении в польской армии неподконтрольного парламенту поста генерального инспектора Вооружённых сил, который Пилсудский одновременно с креслом военного министра непрерывно занимал до своей кончины 12 мая 1935 г. Таким образом, с 15 мая по 6 августа 1926 г. оформилась исходная модель «санационного режима», представлявшая собой гибридную политическую систему, в которой, наряду с личной диктатурой Пилсудского, контролировавшего армию и исполнительную власть, сохранялись легальные политические партии и парламент. Сейм, утратив ряд своих полномочий в пользу исполнительной власти, сохранился и даже мог оказывать ограниченное противодействие диктатуре. Тем не менее, проголосовав 2 августа 1926 г. за отмену права на самороспуск, сейм предоставил Пилсудскому право решать свою судьбу по его усмотрению. Для «санационного режима» были характерны запрещение деятельности ряда партий (революционных и Организации украинских националистов), репрессии против легальной оппозиции, создание (в качестве форм политического представительства режима) организаций, позиционировавших себя как внепартийные: Беспартийный блок сотрудничества с правительством (1928–1935), затем Лагерь национального объединения (1937–1939).
Исходная модель «санационного режима» просуществовала до 1930 г., когда режим, прибегнув к досрочному роспуску парламента 2-го созыва и аресту ряда видных деятелей оппозиции, в том числе трёхкратного премьер-министра Польши В. Витоса, обеспечил себе парламентское большинство. Этот успех позволил режиму с нарушением постановлений конституции 1921 г. принять в апреле 1935 г. новый основной закон и ввести его в действие. В нём на первый план вместо народа ставилось государство, ведущее и руководящее место в котором признавалось за президентом, соединявшим в своих руках «единую и неделимую государственную власть». Все избиратели делились на 2 категории: обычных и «лучших сынов» отечества (граждан, занимающих должности в государственных и военных организациях, награждённых государственными орденами), последние обладали более широкими правами. Конституция практически вводила гибрид президентской формы правления с диктатурой не одного человека, а группы людей, связанных общим прошлым и общей задачей удержать власть в своих руках в настоящем и будущем.
Президент, на которого возлагалась ответственность «перед богом и историей за судьбы государства», избирался собранием выборщиков, а не обеими палатами парламента. Он наделялся правом утверждать состав правительства, созывать и распускать парламент, открывать, закрывать и приостанавливать его сессии, сохранял право издавать распоряжения, имеющие силу закона. Был Верховным главнокомандующим, решал вопросы войны и мира, заключал и ратифицировал международные договоры, назначал и отзывал премьер-министра, руководителей Верховного суда и Верховной контрольной палаты, главнокомандующего, генерального инспектора Вооружённых сил, судей Государственного трибунала и т. д. Роль двухпалатного парламента была ограничена некоторыми контрольными и совещательными функциями, ему и правительству принадлежала законодательная инициатива. Количество депутатов нижней палаты сокращалось с 444 до 208 человек, а сенаторов со 111 до 96 человек, 32 из них назначались президентом из числа «лучших сынов» отечества, повышался возрастной ценз для избирателей и кандидатов в депутаты и сенаторы. Новый закон о выборах крайне затруднял возможности оппозиции проводить в парламент своих депутатов и сенаторов. С введением в действие конституции 1935 г. завершился переход от ранней модели режима «санации» к его зрелой форме. Если гибридная модель могла функционировать лишь благодаря личности Пилсудского с его авторитетом и умением воздействовать на общество и оппозицию, то зрелая форма, лишавшая оппозицию влияния на государственную жизнь, должна была обеспечивать режиму достаточно комфортное существование и в отсутствие этого благоприятного для «санации» фактора. В таком виде «санационный режим» просуществовал до 30 сентября 1939 г., когда деятели режима санации были вынуждены де-факто разделить власть и контроль над Вооружёнными силами с оппозицией, сформировавшей во Франции правительство В. Сикорского.