Гребное колесо
Гребно́е колесо́, судовой движитель, представляющий собой цилиндрическую конструкцию с поперечной осью вращения, по окружности которой закреплены прямоугольные лопасти. Судно приводится в движение упором периодически входящих в воду лопастей. Различают гребное колесо с неподвижными и с поворотными лопастями. Гребное колесо с поворотными лопастями имеют бoльший кпд благодаря обеспечению безударного входа лопасти в воду. Гребные колёса устанавливают по бортам (в средней части судна) или позади судна (за кормой). Преимущественное применение имеют бортовые колёса. Недостатком гребного колеса является снижение эффективности работы при изменении глубины погружения (например, при качке или вследствие изменения осадки судна). Гребное колесо с мускульным движителем – древнейший движитель, применявшийся ещё до нашей эры. Известно использование гребных колес римлянами на судах, перевозивших войска на Сицилию. В Древнем Китае гребные колёса устанавливались на джонках для плавания по реке Янцзы. Широкое применение гребные колёса получили в начале 19 в. на речных и морских судах с паровыми машинами. Первым колёсным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход «Клермонт» (США, 1807). К началу 20 в., после замены паровой машины двигателем внутреннего сгорания, гребные колёса были почти полностью вытеснены гребными винтами. Тем не менее для речных судов, эксплуатирующихся на ограниченных глубинах, гребные колёса являются наиболее эффективными движителями.