СУ-100
СУ-100, советская средняя противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ). Использовалась на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и в послевоенный период. Создана на базе танка Т-34 и с учётом предыдущего опыта разработки средних САУ, в первую очередь противотанковой САУ СУ-85.
История создания
Причиной начала работы над СУ-100 стала необходимость повышения огневой мощи выпускаемых в СССР средних самоходных установок, таких как СУ-85 (как с точки зрения борьбы с бронетехникой, так и уничтожения огневых точек противника, для чего требовался более крупный снаряд с лучшим фугасным действием). Работа над средними самоходными системами с пушками 122-мм и 85-мм повышенной мощности во 2-й половине 1943 г. была признана неудачной. Ещё раньше было принято постановление ГКО № 3187сс от 15 апреля 1943 г. о создании новых артиллерийских систем для вооружения танков и самоходных орудий. Времени на конструирование «с нуля» не было, поэтому основой для создания новой пушки калибра 100-мм стало морское орудие Б-34. Преимущество этого решения заключалось в налаженном производстве стволов и унитарных снарядов данного калибра.
Разработка СУ-100 началась в ноябре 1943 г. по указанию управления самоходной артиллерии Главного артиллерийского управления (ГАУ) в конструкторском бюро Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) под руководством Л. И. Горлицкого. В декабре 1943 г. был готов эскизный проект, после чего было принято постановление ГКО № 4851сс от 27 декабря 1943 г., предписывающее спроектировать, изготовить опытный образец и провести испытания САУ на базе Т-34 со 100-мм пушкой С-34, которую разрабатывало Центральное артиллерийское конструкторское бюро во главе с В. Г. Грабиным. Конструкция казённой части С-34 выходила за габариты боевого отделения СУ-85, которую планировалось использовать как основу для разработки новой САУ, что требовало её полной переделки, а В. Г. Грабин отказался вносить какие-либо изменения в С-34. Поэтому в январе 1944 г. конструкторское бюро УЗТМ с согласия ГАУ и Народного комиссариата вооружения начало разработку «самоходки» со 100-мм пушкой Д-10С, которую в короткие сроки разработали на основе танковой пушки Д-10 в конструкторском бюро завода № 9 (главный конструктор Ф. Ф. Петров). Опытный образец был изготовлен в феврале и испытан в марте – апреле на Гороховецком полигоне. В мае был изготовлен вариант СУ-100-2 с пушкой С-34, который на совместных испытаниях с СУ-100 был признан худшим. В июне с учётом замечаний был изготовлен и представлен к испытанию новый образец. 3 июля, ещё до завершения испытаний, постановлением ГКО № 6131сс СУ-100 была принята на вооружение, с началом производства в сентябре 1944 г.
Конструкция
СУ-100 была разработана с учётом максимальной унификации конструкции с танком Т-34 (72 % деталей) и другими средними самоходными орудиями (ещё 11,5 % деталей), только 16,5 % деталей её конструкции были специально разработанными. Вес машины составлял 31,6 т. Установленная в СУ-100 100-мм пушка Д-10С длиной 56 калибров использовала бронебойные снаряды массой 15,88 кг и осколочно-фугасные массой 15,6 кг. Дульная энергия свыше 6 МДж делала её одним из самых мощных противотанковых орудий периода Второй мировой войны 1939–1945 гг. не только в СССР, но и в мире. Бронепробиваемость на дистанции 1 км составляла 135 мм при угле встречи в 90°, что позволяло надёжно поражать большинство образцов немецкой бронетехники. Д-10С почти не уступала по своей бронепробиваемости 122-мм пушкам советских тяжёлых танков и САУ, при этом превосходя их по скорострельности (4-5 выстрелов в минуту при слаженном расчёте). Способность обнаруживать цели повысилась благодаря использованию наблюдательных приборов МК-IV. Защиту СУ-100 обеспечивал верхний лобовой лист толщиной 75 мм, расположенный под наклоном 50° к вертикали. Нижний лобовой лист, борта и корма рубки защищались 45-мм бронелистами, остальные части машины 20-мм бронелистами). В СУ-100 устанавливался дизельный двигатель В-2-34 максимальной мощностью 500 л. с. и эксплуатационной 400 л. с., что обеспечивало максимальную скорость 50 км/ч, а маршевую 18 км/ч. Внутренние топливные баки ёмкостью 400 л и внешние ёмкостью 95 л обеспечивали запас хода 300 км. Это было меньше, чем у Т-34, что осложняло их совместное использование. Ходовая часть отличалась от базового танка усиленной подвеской передних катков.
Производство
Серийное производство СУ-100 началось в сентябре 1944 г. на УЗТМ в Свердловске (ныне Екатеринбург). До конца года успели выпустить 500 «самоходок», и еще 1270 в 1-м полугодии 1945 г. (всего 1770 единиц). В 1944 г. производство сдерживало отсутствие бронебойных снарядов для 100-мм пушки, из-за чего часть САУ вооружалась прежними 85-мм орудиями. Такая модификация называлась СУ-85М и в приведённых выше цифрах выпуска не учитывалась. После войны производство продолжалось до 1946 г., всего УЗТМ произвёл 3037 самоходных артсистем. В 1947–1948 гг. на заводе № 174 в Омске было произведено ещё 204 СУ-100.
В 1951 г. лицензию на производство СУ-100 приобрела Чехословакия, где с 1953 г. выпускалась под индексом SD-100 сначала в Праге на заводе ЧКД Соколово, а с 1954 г. на заводе имени Сталина в Мартине. Всего было выпущено 770 единиц SD-100.
Боевое применение
В сентябре 1944 г. проведены фронтовые испытания машины, в ходе которых была отмечена высокая бронепробиваемость её орудия и хорошая манёвренность. В период Великой Отечественной войны СУ-100 поступала на вооружение отдельных самоходно-артиллерийских полков (САП) (21 САУ, первые полки сформированы в ноябре 1944) и самоходно-артиллерийских бригад (САБ) (65 САУ СУ-100 и 3 САУ СУ-76, первые бригады, 207-я, 208-я и 209-я, сформированы в декабре 1944). Полки, вооружённые СУ-100 (1453-й САП, а также 382-й гвардейский САП), впервые применены 5 января 1945 г. в районе г. Бичке в Венгрии в ходе Будапештской операции. Ввод в бой этих полков привёл к остановке немецкого наступления, сорвав операцию «Конрад-I» по деблокаде Будапешта. Бригады, вооружённые СУ-100, в феврале 1945 г. были также переброшены в Венгрию, где в марте 1945 г. приняли участие в Балатонской операции, которая стала случаем наиболее массового боевого применения СУ-100. В ходе боёв в Венгрии в январе – марте 1945 г. СУ-100 показали себя могущественным противотанковым средством, способным бороться с любой бронетехникой противника, в том числе и с новейшими тяжёлыми танками «Королевский Тигр» (Тигр-II). В своих докладах о боевом применении СУ-100 командиры самоходно-артиллерийских полков и бригад называли её наиболее эффективным средством в борьбе с танками противника. Из недостатков «самоходки» советские командиры отмечали в первую очередь отсутствие пулемёта, что иногда даже пытались исправить с помощью кустарной установки ручных пулемётов на крыше боевого отделения. Кроме того, СУ-100 использовались в Восточно-Прусской, Верхнесилезской, Берлинской и Венской, а также Маньчжурской операциях советских войск. В этих боях СУ-100 широко использовались не только для борьбы с бронетехникой противника, но и как штурмовые орудия, уничтожающие огневые точки и фортификационные сооружения противника. Кроме советских войск, в период войны СУ-100 использовались войсками Войска Польского.
После войны советские СУ-100 и чешские SD-100 экспортировались во многие страны мира, дружественные СССР (около 20 государств), и широко применялись в войнах и локальных конфликтах 2-й половины 20 в. Самым крупным покупателем СУ-100 была Чехословакия, которая активно занималась их реэкспортом. Кроме неё, большие партии СУ-100 закупали Египет, Ирак, КНДР, Куба.
Самое массовое применение этих САУ – Арабо-израильская война 1967 г. («Шестидневная война»), в ходе которой армии Египта и Сирии потеряли большую часть своих САУ (СУ-100 к этому времени уже глубоко устарела, её вооружение не пробивало лобовую броню новейших американских и британских танков, состоявших на вооружении израильской армии). Также СУ-100 применялась в ходе Суэцкого кризиса 1956 г., Арабо-израильской войны 1973 г. (Война Судного дня), боёв в районе Плая-Хирон 1961 г., Гражданской войне в Анголе 1975–2002 гг., в 21 в. – в Гражданской войне в Йемене. На 2021 г. боеспособные СУ-100 состояли на вооружении армий Вьетнама, Марокко и Йемена, а в ряде стран они могут находиться на консервации.
Отражение в культуре
СУ-100 в большом количестве присутствуют в музейных коллекциях и широко распространены в качестве памятников. Но за рубежом в качестве СУ-100 как правило экспонируются SD-100 (часто захваченные как трофеи у арабских армий), не имеющие от прототипа значительных отличий. В Москве СУ-100 можно увидеть на экспозициях военной техники Музея Великой Отечественной войны, Центрального музея Вооружённых сил и в парке «Патриот».
В 1968 г. эти самоходные установки использовались на съёмках фильма «На войне как на войне» режиссёра В. И. Трегубовича, главные герои которого – экипаж СУ-100. Кинокартина основана на повести В. А. Курочкина одноимённого названия (1965), но в книге герои воюют на СУ-85.