СУ-85
СУ-85, советская средняя противотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ). Использовалась в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Разработана на базе танка Т-34 и САУ огневой поддержки СУ-122.
История создания
Причиной начала работы над СУ-85 стала необходимость борьбы с новыми немецкими танками с усиленной бронезащитой. Разработать САУ с 85-мм пушкой на базе танка Т-34 предложил в письме от 10 апреля 1943 г. И. В. Сталину и В. М. Молотову заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР и бывший нарком танковой промышленности В. А. Малышев, в числе других мер по борьбе с новейшим немецким тяжёлым танком «Тигр». Работа над СУ-85 началась после принятия постановления ГКО № 3289сс от 5 мая 1943 г. в конструкторском бюро Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) под руководством Л. И. Горлицкого. 85-мм пушку для САУ (с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К) было поручено разработать Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро во главе с В. Г. Грабиным, которое в мае 1943 г. представило пушки С-31 и С-18. Также по просьбе УЗТМ свой вариант пушки с индексом Д-5-С-85 (выполнена на основе разработанной в 1941–1942 гг. В. Е. Сидоренко и А. В. Усенко танковой пушки У-9) представило конструкторское бюро завода № 9 (главный конструктор Ф. Ф. Петров). Предположительно, Б. Г. Музруков и Л. И. Горлицкий считали, что технология производства пушек Грабина не соответствует возможностям производственной базы УЗТМ и завода № 9. После проведённых в июле 1943 г. заводских и государственных испытаний (с 25 июля по 6 августа) был принят на вооружение вариант САУ СУ-85 с пушкой Д-5-С-85.
Конструкция
Боевая масса СУ-85 составляла 29,6 т. Экипаж состоял из 4 человек. Пушка Д-5-С-85 длиной 52 калибра использовала бронебойные снаряды массой 9,2 кг (дульная энергия 2,9 МДж), подкалиберные снаряды массой 5 кг и осколочные массой 9,54 кг. Бронепробиваемость обычного снаряда на дистанции 500 м составляла 111 мм при угле встречи в 90°, подкалиберного – 140 мм. Защиту СУ-85 обеспечивал верхний лобовой лист толщиной 45 мм, расположенный под наклоном 50° к вертикали. Нижний лобовой лист, борта и корма защищались 45-мм бронелистами, днище и крыша машины – 20-мм бронелистами). В СУ-85 устанавливался дизельный двигатель В-2-34 максимальной мощностью 500 л. с. и эксплуатационной – 400 л. с., что обеспечивало максимальную скорость 51 км/ч, а маршевую – 18 км/ч. Топливные баки имели ёмкость 465 л и обеспечивали запас хода 300 км.
Производство
Серийное производство СУ-85 началось в августе 1943 г. на УЗТМ в Свердловске (ныне Екатеринбург). До конца года успели выпустить 760 «самоходок» и ещё 1893 изготовили в 1944 г. (всего 2653 штуки). С марта 1944 г. производилась СУ-85А с пушкой Д-5С-85А завода № 8, отличавшейся другой технологией производства ствола и конструкции затвора. С сентября 1944 г. производилась модель САУ СУ-85М, представлявшая собой модификацию СУ-100 с 85-мм пушкой. В декабре 1943 – январе 1944 гг. была изготовлена экспериментальная модификация СУ-85БМ с орудием Д-5-С-85БМ (85-мм пушка с увеличенной длиной ствола), не пошедшая в серию. За время производства трудоёмкость СУ-85 сократилась на 1200 человеко-часов. При производстве СУ-85 УЗТМ начал широко использовать технологию автоматической сварки под флюсом В. И. Дятлова, который в 1943 г. был назначен начальником бюро автоматической сварки УЗТМ.
В январе 1944 г. принимается на вооружение танк Т-34 с 85-мм орудием, после этого началось постепенное сокращение производства и подготовка к выпуску более мощной самоходной установки СУ-100.
Боевое применение
В период Великой Отечественной войны самоходная установка СУ-85 стояла на вооружении отдельных самоходно-артиллерийских полков (16 САУ и 1 танк, с октября 1943 – 21 САУ), а также самоходно-артиллерийских полков (САП) в составе истребительно-противотанковых бригад (ИПтаБ), танковых и механизированных корпусов.
С сентября 1943 г. СУ-85 поступала на вооружение боевых частей, но первый известный случай боевого применения произошёл 2 октября 1943 г. при форсировании реки Мерея на завершающем этапе Смоленской операции 1943 г. (1435-й САП). В ноябре – декабре 1943 г. СУ-85 широко применялись в боях на Правобережной Украине, в том числе под Киевом и в районе Запорожья. В дальнейшем СУ-85 использовались во всех крупных операциях Красной Армии завершающего периода Великой Отечественной войны.
По итогам первых боёв с участием СУ-85 командирами Красной Армии были высказаны в целом положительные оценки машины.
Командир 1440-го САП полковник И. Д. Шапшинский утверждал, что СУ-85 оправдала себя как истребитель танков противника при условии правильного применения (если же их применяют неправильно, в роли танков, то они несут потери) и способна уничтожать танки «Тигр» на дистанции 600–800 м. Командир 7-го механизированного корпуса полковник Ф. Г. Катков оценил СУ-85 как наиболее эффективное средство борьбы с тяжёлыми танками противника, но вместе с тем высказал пожелание усилить бронезащиту и огневую мощь орудия, чтобы дать ей возможность бороться с тяжёлыми танками противника на дистанции 1,5–2 км. Военные отмечали надёжность машины, малое число или отсутствие поломок.
Основной ролью СУ-85 была борьба с бронетехникой противника, но они также могли использоваться для огневой поддержки своих войск, борьбы с дотами и разрушения зданий при штурмах населённых пунктов. Наиболее эффективным способом использования СУ-85 в наступлении считалось их следование в 200–300 м за своими танками, в обороне – размещение в засаде на предполагаемом направлении удара противника или же в качестве подвижного противотанкового резерва.
70 СУ-85 было передано Войску Польскому и использовалось им на завершающем этапе войны.
Отражение в культуре
После окончания войны бо́льшую часть СУ-85 переделали в тягачи, поэтому они относительно редко встречаются в музейных коллекциях. В Москве СУ-85 можно увидеть на экспозиции военной техники Центрального музея Вооружённых сил. Восстановленная из тягача СУ-85 находится в коллекции подмосковного Музея отечественной военной истории в Падиково (один из двух образцов на ходу, второй находится в частной коллекции в Ногинске и его аутентичность вызывает сомнения). Командиром СУ-85 служил писатель В. А. Курочкин, который впоследствии отобразил свой боевой опыт в повести «На войне как на войне» (1965), при экранизации которой в 1968 г. вместо СУ-85 снимали СУ-100.