Stryker (бронетранспортёр)
Stryker («Страйкер»), легкобронированная колёсная боевая платформа, относящаяся к классу бронированных машин. Используется для доставки пехоты на поле боя и непосредственной огневой поддержки, а также для выполнения задач боевого и специального обеспечения.
В 1990-х гг. перед военными Соединённых Штатов Америки встал вопрос оснащения сухопутных войск (СВ) бронетехникой. Согласно новой концепции, СВ должны были делиться на 3 типа соединений (частей), в зависимости от их оснащения. Планировалось иметь тяжёлые дивизии и бригады, которые должны были иметь на вооружении танки и боевые машины пехоты (БМП), лёгкие соединения и части, вооружались бронетранспортёрами M113 и легкобронированной техникой. А вот дивизии т. н. среднего или промежуточного типа своего вооружения и наработанного комплекта не имели. В развитие теории применения этих соединений был принят проект на разработку перспективной бронемашины на колёсном ходу. Кроме этого, она разрабатывалась как машина-платформа, на базе которой можно было создавать технику различного назначения.
За основу разработки бронемашины был взят канадско-швейцарский вариант бронетранспортёра (БТР) MOWAG Piranha 8x8, который стоит на вооружении частей морской пехоты США. В реализации проекта, получившем название Interim Armored Vehicle (IAV) – «временная бронированная машина», участвовали 2 крупнейших оборонных концерна США – General Dynamics и General Motors. При этом основная работа была возложена на канадское отделение General Dynamics Land Systems, которое раньше разработало бронемашины класса Light Armored Vehicle (LAV) – «лёгкая бронированная машина». Техническое задание на новую машину было выдано в начале 2000 г. Примерно в это же время программа IAV получила ещё одно название – Stryker. Согласно американской традиции обозначения бронированных машин, новую платформу назвали в честь прославившихся военных – на этот раз в честь сразу двоих. Это рядовой 1-го класса Стюарт С. Страйкер, погибший в марте 1945 г., и специалист 4 ранга Роберт Ф. Страйкер, воевавший во Вьетнаме.
Первые образцы бронемашин осенью 2002 г. были приняты на вооружение, а General Motors и General Dynamics Land Systems получили заказ на поставку 2131 ед. новой техники. Первые экземпляры машин поступили в войска в конфигурации бронетранспортёров.
Общая компоновка Stryker, обводы корпуса БТР остались почти такими же, как у LAV. В передней части бронированного корпуса размещён дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 л. с. Трансмиссия Allison 3200SP передаёт крутящий момент двигателя на все 8 колёс. При этом специальный пневматический механизм по команде водителя может отключать передние 4 колеса. Такой режим обеспечивает скоростное движение по шоссе. Ёмкости топливных баков обеспечивают запас хода 500 км. Система подвески колёс заимствована у LAV без значительных изменений. Передние 4 колеса получили пружинную подвеску, задние – торсионную.
Бронированный корпус машин Stryker является дальнейшим развитием проекта LAV, однако имеет ряд значительных отличий. Увеличилась высота корпуса, что обеспечило удобство размещения экипажа, десанта, боекомплекта и вспомогательного оборудования. Бронированный корпус Stryker сваривается из бронированных панелей толщиной до 12 мм. За счёт использования разных сортов стали достигается защита, соответствующая 4-му уровню стандарта STANAG 4569 в лобовой проекции. Stryker выдерживает попадание бронебойных пуль калибра 14,5 мм и осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на расстоянии около 30 м. Для усиления защиты предусмотрена возможность установки дополнительного бронирования. В этом варианте машина выдерживает попадание пуль калибра 14,5 мм, а лобовая броня – попадание 30-мм снарядов.
Вооружение машин Stryker зависит от конкретной модели и предназначения. Для реализации проекта Stryker был разработан класс бронированных машин:
M1126 ICV (Infantry Combat Vehicle) – базовая машина-бронетранспортёр. Перевозит экипаж из 2 человек и имеет 9 посадочных мест для десанта. В корме располагается откидывающаяся вниз аппарель для посадки и высадки десанта. На башне может быть установлен пулемёт Browning M2HB калибра 12,7 мм или автоматический гранатомёт Mk 19. Предусмотрена установка единого пулемёта калибра 7,62 мм М240 (United States Machine Gun);
M1127 RV (Reconnaissance Vehicle) – бронированная разведывательная машина. Комплекс вооружения аналогичен базовому бронетранспортёру. Экипаж состоит из 3 человека, а количество мест для десанта сокращено до 4;
M1128 MGS (Mobile Gun System) – мобильная пушечная установка. На бронемашине установлена башня для 105-мм пушки M68A1. Нарезное орудие располагается в необитаемой башне и оснащено автоматом заряжания. Основной боекомплект, готовый к стрельбе, состоит из 18 снарядов. В боевом отделении можно разместить дополнительное количество боеприпасов. Вспомогательное оружие – спаренный с пушкой пулемёт Browning M2HB и дымовые гранатомёты. В распоряжении экипажа имеются приборы ночного видения и всепогодные прицелы. Управление огнём пушки может осуществляться дистанционно;
M1129 MC (Mortar Carrier) – самоходный миномёт. В десантном отделении установлены поворотная платформа и миномёт калибра120-мм Soltam K6 израильской разработки. Боекомплект размещается в ящиках, в боевом отделении. Экипаж машины состоит из 5 человек. При этом непосредственно с миномётом работают только 3 человека. Самоходный миномёт M1129 MC способен поражать цели с темпом 5 выстрелов в 1 мин обычными минами на дальности до 7200 м и активно-реактивными минами на дистанциях до 10,5 км;
M1130 CV (Command Vehicle) – командно-штабная машина. В десантном отделении размещена аппаратура связи и рабочие места командиров;
M1131 FSV (Fire Support Vehicle) – машина разведки и целеуказания. Отличается от базового бронетранспортёра M1126 только наличием дополнительного оборудования связи, совместимого со всеми стандартами, применяемым в НАТО, а также набором аппаратуры для проведения визуальной разведки, в том числе и ночью;
M1132 ESV (Engineer Squad Vehicle) – инженерная машина. На шасси базового Stryker установлено оборудование для установки и обезвреживания мин. Машина имеет конструктивно встроенный бульдозерный отвал. При его помощи она может выкапывать мины или производить расчистку завалов;
M1133 MEV (Medical Evacuation Vehicle) – санитарная эвакуационная машина. В задней части корпуса машина оснащается встроенным бронированным модулем прямоугольной формы. Внутри него размещаются места для раненых. Внутренние объёмы санитарной машины позволяют разместить до 2 медиков и до 6 сидячих больных. При необходимости есть возможность перевозки 2 лежачих раненых. Собственное оборудование машины позволяет оказывать первую помощь и проводит ряд реанимационных мероприятий;
M1134 ATGM (Anti-Tang Guilded Missile) – противотанковая машина с управляемыми противотанковыми ракетами. В этом варианте на стандартное шасси устанавливается башня Emerson TUA с 2 пусковыми установками для противотанковых ракет BGM-71 TOW. Максимальный боекомплект машины AGTM достигает 15 ракет;
M1135 NBCRV (Nuclear, Biological, Chemical Reconnaissance Vehicle) – машина радиационной, биологической и химической разведки. Машина лишена каких-либо систем вооружения, кроме личного оружия экипажа. Сам экипаж из 4 человек работает в полностью герметичном корпусе и располагает оборудованием, необходимым для определения признаков радиационного, химического или биологического заражения. Кроме того, машина оснащена средствами связи для быстрой передачи данных о заражении.
20 марта 2003 г. без одобрения Совета Безопасности ООН США начали операцию против Ирака. В октябре 2003 г. в Ирак были переброшены подразделения, вооружённые бронемашинами Stryker. Эти подразделения активно участвовали в поддержании порядка и патрулировании различных районов Ирака. К концу 2004 г. специальная комиссия Пентагона подготовила объёмный доклад о результатах применения бронетранспортёров и других машин класса Stryker в условиях реальных боевых действий.
Кроме конструктивных особенностей, выявились недостатки в авиационной транспортировке бронетехники семейства Stryker. Характеристики основного американского военно-транспортного самолёта C-130 позволяют перевозить большинство машин. Кроме того, на борт самолёта могут быть помещены и модули дополнительного бронирования. И оказалось, что для перевозки подразделения требовалось столько же самолётов, сколько бронемашин в роте, батальоне и т. д. С добавлением штатных защитных решёток против кумулятивных снарядов вес бронеобъекта увеличился. Расчёты показали, что для переброски подразделения необходимо выделять дополнительные самолёты транспортной авиации.
Бронемашины Stryker поставлены на Украину, где они используются против Вооружённых Сил России.
Дальнейшее совершенствование Stryker идёт в направлении улучшения электроники, обновления вооружения и установки новых средств защиты. Американская армия модернизирует Stryker и разрабатывает новый концепт усовершенствованной единой новой бронированной платформы. Решением может стать новый класс бронированной техники, объединяющей в себе мобильность лёгких бронемашин и огневую мощь тяжёлых.