«Страж Балтики»
«Стра́ж Ба́лтики», центральная газета Балтийского флота. Первый номер газеты назывался «Красный Балтийский флот», вышел 5 марта 1919 г. при содействии А. М. Горького, бывшего тогда комиссаром типографии газеты «Копейка», а позднее и организатором литературной студии Балтийского флота. В годы Гражданской войны 1917–1922 гг. «Красный Балтийский флот» была единственной газетой военных моряков. Она распространялась на всех фронтах, где воевали балтийцы, и пользовалась большим авторитетом на кораблях и в воинских частях.
Первым редактором «Красного Балтийского флота» в течение года был начальник политического отдела Балтийского флота В. М. Орлов, впоследствии флагман флота 1 ранга, недолго (с 27 января по 10 июля 1937) возглавлявший Морские силы РККА (необоснованно арестован, в 1938 расстрелян, реабилитирован в 1956).
С 1920 г. в газете стали печататься специальные страницы, выходившие с 1923 г. под названием «Литературная вахта». В этом объединении начал свою деятельность писатель Л. С. Соболев. В разное время в редакции работали прозаики и поэты В. Б. Азаров, В. И. Лебедев-Кумач; с изданием сотрудничал А. А. Лебедев. В 1922 г. в «Красном Балтийском флоте» впервые выступил с рассказом В. В. Вишневский. В 1925 г. в газете опубликована статья «Нам нужен сильный Балтийский флот» народного комиссара по военным и военно-морским делам, председателя Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе.
После Гражданской войны, 3 ноября 1921 г., выход в свет газеты «Красный Балтийский флот» был приостановлен из-за недостатка финансовых средств, выделяемых Балтийскому флоту, поэтому на 1-м Всероссийском совещании моряков (1922) принято решение возродить газету. Однако материальные трудности оставались, и газета обратилась к читателям за помощью. 15 млн руб. (в денежных знаках того времени), собранные моряками Кронштадтской базы на концерте-вечере, были переданы в «железный фонд» «Красного Балтийского флота», созданный по инициативе матросов в помощь своей газете. Экипаж эсминца «Ленин» отчислил в фонд однодневный паёк хлеба. Военные моряки 2-го флотского экипажа и линкора «Железняков» передали в фонд газеты 560 кг крупы и серебряный поднос весом около 900 г. Кроме того, была установлена система ежемесячных отчислений в фонд в размере 1–10 % денежного содержания матросов и командиров. Благодаря этим отчислениям очередной номер газеты вышел 13 июля 1922 г. За первые 4,5 месяца издание газеты потребовало 22 млрд руб., из которых 15,5 млрд были покрыты за счёт созданного моряками «железного фонда».
Заслуги газеты «Красный Балтийский флот» в этот период отмечены в приказе Военного совета Морских сил Балтийского моря, посвящённом 10-летию газеты, в котором особо выделялось, что газета продолжает работу по организации и воспитанию личного состава, содействует командованию в деле воссоздания и строительства Балтийского флота, его качественного и количественного роста.
2 марта 1927 г. бюро ЦК ВЛКСМ специальным постановлением приняло предложение «Комсомольской правды» о её шефстве над «Красным Балтийским флотом», суть которого заключалась в продвижении газеты военных моряков в комсомольские организации страны. В свою очередь редакция «Красного Балтийского флота» обеспечивала военный отдел шефской газеты материалами флотских корреспондентов. Издание «Комсомольская правда» помогло газете «Красный Балтийский флот» и материально.
С первых дней Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. газета балтийцев в едином строю с флотом встала на защиту Родины. 22 июня 1941 г. номер «Красного Балтийского флота» вышел с передовой статьёй «Корабельные зенитчики». Балтийцы читали её уже на боевых постах, отражая налёты фашистской авиации. Свою бессменную вахту газета несла в осаждённом Таллине. Покидая город по приказу командования, работники редакции распространяли на кораблях последний номер газеты, в котором было напечатано: «Мы вернёмся, Таллин!» В газете было впервые опубликовано историческое обращение Военного совета Краснознамённого Балтийского флота к ленинградцам, в котором от имени всех балтийцев говорилось: «Мы даём вам священную нерушимую клятву: пока бьётся сердце, пока видят глаза, пока руки держат оружие – не бывать фашистской сволочи в городе Ленина!»
Во время войны в «Красном Балтийском флоте» силами работавших в газете поэтов, писателей и с помощью многочисленного матросского актива стал работать сатирический отдел «Полундра» и выпускались плакаты «Бьём!». Ещё во время боёв за Таллин газета рассказала о подвиге краснофлотца, который был замучен фашистами, но не выдал военной тайны. Корреспонденты газеты вместе с представителями политуправления флота установили, что этим героем был электрик с лидера «Минск» Евгений Никонов (в 1957 Никонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза). После освобождения Таллина в архиве тайной гитлеровской полиции были найдены карточки авторов сатирического отдела газеты с надписью: «Уничтожить!» Газета писала о доблести героев Ханко и защитников Ленинграда, о мужестве подводников и самоотверженности личного состава надводных кораблей, об отваге лётчиков и морских пехотинцев, артиллеристов Кронштадта, проводивших круглосуточную контрбатарейную борьбу с артиллерией противника.
Сохранилось немного документов о сотрудниках «Красного Балтийского флота» военных лет – архивы газеты дважды были утрачены, но они свидетельствуют о том, что журналисты и сотрудники газеты непосредственно участвовали в боевых действиях. Под Таллином формировал матросские боевые отряды заместитель ответственного редактора газеты Николай Данилов. В уличных боях в Таллине погиб корреспондент газеты политрук Филипп Локазюк. При выполнении боевого задания на переднем крае обороны левого берега Невы получил смертельные ранения и погиб журналист Авксентий Кондратюк. Не вернулся из боевого похода на подводной лодке корреспондент Алексей Власов. В октябре 1941 г. при эвакуации частей с о. Эзель пропали без вести корреспонденты Владимир Лебедев и Владимир Максимов. В воздушном бою на самолёте МБР-2 над о. Гогланд погиб специальный корреспондент газеты старший политрук Пётр Звонков. Многие журналисты и работники редакции погибли в Таллинском переходе кораблей Балтийского флота 28 августа 1941 г. Безвозвратные потери редакции газеты в годы Великой Отечественной войны составили 33 человека.
15 февраля 1946 г. Краснознамённый Балтийский флот разделён на два флота – Юго-Балтийский (позднее 4-й флот) и Северо-Балтийский (позднее 8-й флот). Штаб Юго-Балтийского флота и главная база располагались в Пиллау (ныне Балтийск). 15 июня 1946 г. по решению политического управления наркомата Военно-Морского Флота газета «Красный Балтийский флот» переименована в «Красный балтиец» с базированием в Балтийске. Штаб Северо-Балтийского флота разместился в Таллине, где «Красный балтиец» стал выходить под названием «На вахте». 24 декабря 1955 г. Балтийский флот восстановлен в прежней организации, и в Пиллау (позднее Балтийск) начала издаваться газета «Страж Балтики», ставшая преемницей традиций предыдущих изданий.
В 1969 г. редакция переехала в Калининград. 14 марта 1969 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в деле мобилизации военных моряков на защиту Родины в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, плодотворную работу по воспитанию воинов Балтийского флота и в связи с 50-летием выхода в свет первого номера газета «Страж Балтики» награждена орденом Красной Звезды.
В послевоенное время газета «Страж Балтики» выходила 6 раз в неделю тиражом 25 тыс. экз. и распространялась не только в Калининградской области, но и в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, Польше и ГДР – везде, где дислоцировались соединения и части Балтийского флота. В составе редакции было восемь отделов, 26 офицеров, не считая гражданских журналистов. «Страж Балтики» в этот период редактировали Д. Жук, Г. Чернух, Н. Долгов, Г. Бутиков, Ф. Камойлик, В. Андрухов, Е. Казаков, Н. Скрыпник, А. Корецкий, В. Бриц, С. Даскаль.
В 1970-е гг. газета «Страж Балтики» – культурный центр Балтийского флота. Над созданием газеты трудились около 200 человек. Высоко держать творческую планку, поднятую прозаиками и поэтами Всеволодом Вишневским, Всеволодом Азаровым, Алексеем Лебедевым, продолжали члены литературного объединения при газете Виктор Данилов, Анатолий Краснов, Марк Кабаков, Виктор Сысоев, Никита Суслович.
В начале 1990-х гг. коллектив редакции открыл новые страницы истории Вооружённых Сил, Военно-Морского Флота, Балтийского флота. Большой резонанс получили публикации, связанные с именами А. Щастного, А. В. Колчака, А. И. Деникина, с событиями Кронштадтского мятежа. Опубликованы уникальные материалы о гибели подводной лодки С-7, о трагической судьбе писателя-мариниста С. А. Колбасьева. Начальник отдела «Стража Балтики» капитан 2 ранга В. Геманов издал несколько книг, посвящённых истории флота и подвигу подводника А. И. Маринеско. Газета отразила сложный процесс вывода сил флота из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, формирование на Балтийском флоте нового оперативно-стратегического разновидного территориального объединения.
В 1994 г. по инициативе журналистов создана еженедельная телепрограмма Балтийского флота «Честь имею!», автором и ведущим которой долгие годы являлся сотрудник газеты старший лейтенант (впоследствии капитан 1 ранга) Валентин Егоров. Корреспонденты газеты участвовали во многих дальних походах и визитах кораблей Балтийского флота в иностранные государства – Великобританию, Голландию, Германию, Швецию, Финляндию, ЮАР и др. Журналисты газеты постоянно освещали проведение крупных манёвров и учений: «Океан», «Север», «Запад-81», «Братство по оружию», «Запад-99», «Балтопс». Во время манёвров «Океан» походная редакция «Стража Балтики» выпускала газету на корабле, находившемся в Атлантическом океане.
В 2000-х гг. газета вместе с флотом прошла этап реформирования. В центре внимания газеты остаются вопросы боевой подготовки частей и кораблей Балтийского флота, наиболее актуальные темы воинского воспитания. Газета оперативно освещает участие балтийцев в Специальной военной операции.
С 2018 г. редакция газеты входит в штат редакционно-издательского центра «Красная звезда» Министерства обороны России. Газета издаётся в новом издательском комплексе в Москве.