Спиральная устойчивость летательного аппарата
Спира́льная усто́йчивость лета́тельного аппара́та, стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. Спиральная устойчивость – составная часть боковой устойчивости – определяется малым действительным корнем (т. н. спиральным корнем) характеристического уравнения линеаризованных уравнений четвёртого порядка бокового возмущённого движения. В зависимости от знака спирального корня спиральное движение может быть устойчивым либо неустойчивым. В случае устойчивого спирального движения угол крена без вмешательства лётчика медленно уменьшается, в случае неустойчивого – медленно увеличивается.
В условиях нормального пилотирования при хорошем визуальном контроле линии горизонта и исправных пилотажно-навигационных приборах медленно развивающееся спиральное движение (как устойчивое, так и неустойчивое) легко контролируется и корректируется лётчиком. На практике допускается спиральная неустойчивость самолёта, если время удвоения начального угла крена не менее определённого значения (20–40 с). При отказах пилотажно-навигационых приборов в условиях плохой видимости спиральная неустойчивость приводит к незаметному для лётчика снижению самолёта по спиральной траектории и возникновению опасной ситуации, связанной как с потерей высоты, так и с появлением предпосылок к сваливанию и попаданию в штопор. Автоматизация ручного управления с использованием системы улучшения устойчивости и управляемости позволяет целенаправленно влиять на спиральную устойчивость самолёта.