Спасский Сергей Дмитриевич
Спа́сский Серге́й Дми́триевич [9(21).12.1898, Киев – 24.8.1956, Ярославль], русский писатель, литературный и театральный критик, переводчик.
Из семьи судебного следователя; брат художника Е. Д. Спасского (1900–1985). С 1902 г. жил с семьёй в Тифлисе (ныне Тбилиси), где в 1914 г. познакомился с И. М. Зданевичем, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Каменским; с 1915 г. в Москве. Учился на юридическом факультете Московского университета (1915–1918, не окончил). В 1918 г. инструктор литературного отдела Пролеткульта. В 1917–1918 гг. сблизился с В. В. Хлебниковым, выступал вместе с футуристами, в 1919 г. примкнул к имажинистам. В 1918–1921 гг. служил в Красной Армии, был лектором политотдела губвоенкомата в Самаре, сотрудничал с самарским Пролеткультом. С 1921 г. активный участник литературной жизни Москвы, член Всероссийского союза поэтов и группы экспрессионистов. Служил экспедитором в издательстве «Транспечать» (1922–1924). С 1924 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал секретарём Центрального художественного совета при Академических театрах. Печатался в журналах «Звезда», «Красная новь», «Новый мир», «Литературный современник», «Ленинград» и др. С 1934 г. член Союза писателей СССР.
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. работал на радио; в 1942–1943 гг. в эвакуации в Молотове (ныне Пермь) писал тексты для «Окон ТАСС». В 1945–1946 гг. старший редактор Гослитиздата, в 1947–1949 гг. старший редактор издательства «Советский писатель». В 1951 г. арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной группе и антисоветской агитации, приговорён к лишению свободы на срок 10 лет. Отбывал наказание в Абези (Коми АССР). После освобождения (1954) вернулся в Ленинград, продолжил работу в «Советском писателе».
С 8 лет сочинял стихи. Дебютировал в 1912 г. стихотворением «Звёзды» в «Тифлисском Журнале». Первая поэтическая книга «Как снег» (Москва, 1917) с предисловием К. А. Большакова, стихотворения конца 1910-х гг. и поэма «Рупор над миром» (отдельное издание: Пенза, 1920) отмечены влиянием поэтики и образной системы футуристов.
В 1922–1923 гг. под воздействием А. А. Блока и Б. Л. Пастернака, друга Спасского, сложилась его оригинальная писательская манера, для которой характерны сочетание эпического и лирического начал, чувство причастности событиям и стремление к их философскому осмыслению, «просветлённый фатализм» (Пастернак, письмо к Спасскому от 3 января 1928), приверженность классическому стиху: сборники «Земное время» (Москва, 1926), «Особые приметы» (Ленинград, 1930), «Да» (Ленинград, 1933), «Пространство» (Ленинград, 1936), «Всадник» (1946, опубликован в 2016), «Стихотворения» (Ленинград, 1958).
Мастер повествовательной поэмы: «Неудачники» (отдельное издание: Москва, 1929; ранняя редакция опубликована в 2016) о жизни интеллигенции и советских чиновников; «Всадник» (1946) о Ленинграде военных лет; «Параша Жемчугова» (опубликована: Ленинград, 1958) о П. И. Жемчуговой. Как прозаик дебютировал рассказом «Встреча на расстоянии» (1929).
После резкой критики со стороны А. И. Ульяновой-Елизаровой переработал «Повесть о старшем брате» (1929) об А. И. Ульянове для сборника «Дорога теней» (Москва, 1930), указав в примечании, что «не ставил целью документальное воспроизведение исторических событий». События Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны 1917–1922 гг. в Москве и провинции, показанные через призму восприятия обычных людей, – основная тема прозы Спасского, в которой отразился его личный опыт: повесть «Парад осуждённых» (Москва, 1931) с воспоминаниями о футуристах, сборник рассказов «Портреты и случаи» (Москва, 1936). Роман «Первый день» (Ленинград, 1933) о работе целлюлозно-бумажного комбината отмечен яркими психологическими характеристиками героев.
Главное произведение – дилогия (по замыслу – серия романов «Новый свет») «Перед порогом» (Ленинград, 1941) и «1916 год» (опубликован: Ленинград, 1957) – эпическое повествование о предреволюционной России (параллели с ним содержатся в «Докторе Живаго» Б. Л. Пастернака), в котором выведены под настоящими или изменёнными фамилиями многие политические деятели и литераторы (А. Д. Протопопов, Г. Е. Распутин, Л. Н. Андреев / Лопатин, М. И. Терещенко / Трощенко, И. Северянин, К. А. Большаков / Бочаров и др.); главному герою – молодому поэту Алексею Тропинину – приданы черты автора.
Воспоминания «Маяковский и его спутники» (Ленинград, 1940) отличаются информативностью и точностью деталей.
Автор либретто к операм А. Ф. Пащенко («Орлиный бунт», 1925, «Молодая гвардия», 1947, «Свадьба Кречинского», 1949), «Броненосец "Потёмкин"» О. С. Чишко (1937), «Щорс» Г. К. Фарди (1938), «Севастопольцы» М. В. Коваля (в соавторстве с Н. Л. Брауном; 1946). Среди других произведений: очерки в сборниках «Остров Кильдин» и «Сквозь ветер» (оба – Ленинград, 1931); статьи о литературе и театре, в частности о творчестве М. И. Алигер, М. В. Исаковского, Б. Л. Пастернака, А. А. Прокофьева, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Я. Яшина.
Один из первых переводчиков грузинской поэзии (с подстрочника) на русский язык: произведения И. Г. Гришашвили, Г. Н. Леонидзе, Г. В. Табидзе, Т. Ю. Табидзе, А. Р. Церетели, А. Г. Чавчавадзе, С. И. Чиковани и др. Переводил с подстрочника также армянских, белорусских, украинских, эстонских и других поэтов.
Скоропостижно скончался от инфаркта во время путешествия по Волге; похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.
Первая жена – Г. Л. Владычина; вторая – художница и скульптор С. Г. Спасская (Каплун, 1901–1962); третья – артистка оперы (сопрано) и оперетты, камерная певица А. И. Попова-Журавленко (1896–1981).
Литературное наследие Спасского не собрано.