Большаков Константин Аристархович
Большако́в Константи́н Ариста́рхович [14(26).5.1895, Москва – 21.4.1938, там же], русский писатель. Сын управляющего Старо-Екатерининской больницей. По окончании 7-й московской гимназии (1913) поступил на юридический факультет Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. служил в действующей армии (1916–1917), но участия в боевых действиях не принимал. В 1917 г. работал секретарём редакции журнала «Путь освобождения», издававшегося Московским советом солдатских депутатов, в 1918 г. печатался в московской газете анархистской ориентации «Жизнь». Сведения автобиографий Большакова о его службе в Красной армии с 1918 г. документально не подтверждаются. С декабря 1920 г. по октябрь 1922 г. служил в штабе морской крепости Севастополь ревизором-инструктором (а не начальником, как утверждал). После демобилизации в 1922 г. занимался литературной работой.
Начал писать стихи в 14–15 лет. Ранние опыты оценил В. Я. Брюсов, с которым К. А. Большаков познакомился в 1911 г.; тогда же состоялось знакомство с И. Северяниным и В. В. Маяковским. Дебютировал поэмой «Le futur» (1912; литографированное издание, 1913, конфисковано цензурой за «безнравственность») и сборником «Сердце в перчатке» (1913; название заимствовано у Ж. Лафорга) в оформлении М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. [Приписываемый Большакову сборник «Мозаика. Стихи и проза» (1911) принадлежит его тёзке и однофамильцу, личность которого не установлена (идентифицировано по экземпляру с автографом автора, частное собрание)].
Участник футуристических группировок «Мезонин поэзии», «Гилея», «Центрифуга»; печатался в альманахах «Дохлая луна» (1913), «Весеннее контрагентство муз» (1915), «Московские мастера» (1916), «Пета» (1916) и др., в нефутуристических журналах «Новый журнал для всех», «Новый сатирикон», «Мир женщины» и др. Сборник стихов «Солнце на излёте» в оформлении Л. М. Лисицкого (1916) и антивоенная «Поэма событий» (1916; с цензурными купюрами) закрепили положение К. А. Большакова как видного участника футуристического движения. Б. Л. Пастернак писал о нём в книге «Охранная грамота» (1931), С. Д. Спасский вывел его под именем Кирилла Бочарова в романе «1916 год» (опубликован в 1957).
Для поэзии К. А. Большакова характерны эклектичность, сочетание влияний поэтики и образной системы В. В. Маяковского (подчёркнутая антиэстетичность, ораторский пафос, урбанистические мотивы), И. Северянина (словотворчество, напевность стиха, темы «ландышей» и «грёз»), В. Хлебникова (словотворчество), а также эстетизация деталей современного быта в духе М. А. Кузмина, что позволило исследователям отнести его раннее творчество к «футуристическому дендизму» (В. Ф. Марков). В рецензии на неизданный сборник Большакова «Ангел всех скорбящих» (1920) В. Я. Брюсов «с удовлетворением […] отмети[л], что молодой поэт не остановился на первых своих достижениях. Его новые стихи значительнее ранних и по содержанию и по форме» (Валерий Брюсов. Москва, 1976. С. 244). После 1922 г. как поэт не печатался. Его поэтическое наследие не собрано.
В первой половине 1920-х гг. занимался газетной работой. Известность принесли прозаические произведения об Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войне 1917–1922 гг., написанные в реалистической манере с элементами экспрессионизма и основанные на личных впечатлениях: сборники рассказов «Судьба случайностей» и «Путь прокажённых» (оба 1927), роман «Сгоночь» [1927; пиратское издание под названием «Конец Добровольческой» (Рига, 1931)]. Большой популярностью у читателей пользовался исторический роман «Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова» [1929; пиратское издание под названием «Царь и поручик» (Рига, 1930)].
Наиболее значительное произведение – роман «Построение фаланги» (1936), который задумывался как часть трилогии «Маршал сто пятого дня», однако издана была только первая книга, продолжение утрачено. Действие романа происходит в трёх временных планах: в эпоху Наполеона I, перед и во время Первой мировой войны, в начале 1930-х гг. Главный герой второго и третьего планов – писатель Глеб Елистов, работающий над романом о Наполеоне, наделён чертами автора и его жизненным опытом (обучение в университете и военном училище) с явными элементами мифологизации; в роман включены мемуарные фрагменты о В. Я. Брюсове, В. В. Маяковском, И. Северянине.
Автор книги очерков «Покорение Днепра» (1931). Член Союза писателей СССР (1934).
Арестован НКВД (15 или 17 сентября 1937); расстрелян на полигоне «Коммунарка» вместе с группой писателей, включая Б. А. Пильняка. В 1956 г. реабилитирован, восстановлен в Союзе писателей СССР.