Интервью (в социологических исследованиях)
Интервью́, один из основных методов сбора информации в социологических исследованиях, предполагающий взаимодействие интервьюера и респондента(ов) с целью получения сведений о предмете исследования.
Активное развитие и методологическое осмысление интервью как метода началось в 1920–1930 гг. в США. До этого момента доминирующим методом сбора данных было анкетирование, хотя интервью также было известно и применялось, например, в исследованиях Прусского статистического общества, которое работало в 19 в. в Германии. Изучение социальных вопросов и опросы общественного мнения стимулировали развитие метода интервью. Первые методические наработки были проведены П. Лазарсфельдом во время его работы в Австрии и затем продолжены после эмиграции в США. Интерес к данному методу проявляли и другие известные социальные исследователи того времени – Э. Богардус, Г. Блумер, Р. Мертон и др. Развитие метода продолжилось после Второй мировой войны в США в Колумбийском и Мичиганском университете. В 1956 г. American Journal of Sociology публикует специальный выпуск, посвящённый интервью. Европейские исследовательские центры поддерживали американские традиции. В Институте Демоскопии (Алленсбах, Германия), возглавляемом известным немецким учёным и общественным деятелем Э. Ноэлль-Нойман, проводились методические эксперименты, направленные на изучение особенностей метода интервью. В 1952 г. в Кёльнском университете под руководством Р. Кёнига издаётся книга «Интервью» (Das Interview), в которой этому методу отводится «королевская роль».
С тех пор метод развивается по нарастающей, появляется многообразие форм, интерпретаций, подходов к организации, проведению и анализу интервью. Метод используется как в количественных, так и в качественных исследованиях. Традиционно в качественных исследованиях применялись различные формы глубинного или свободного интервью. Этот формат предполагает возможность собрать более детальную, подробную информацию о предмете исследования, наполненную развёрнутыми мнениями и суждениями информантов. К качественным методам относят фокус-группы и/или фокусированные интервью. В количественных исследованиях ведущая роль отводится интервью структурированному (реже полуструктрурированному). Проведение таких интервью направлено на получение точных, статистически обоснованных обобщений об изучаемом предмете.
В последние десятилетия распространение получили интервью, проводимые с помощью компьютерных технологий. Первоначально наиболее активно данное направление развивалось в формате телефонного интервью и касалось технической автоматизации и оптимизации процесса интервьюирования (генерация, отбор и набор номеров, автоматический дозвон и перезвон) и затрагивало прежде всего процедуру проведения массовых опросов и структурированных интервью. Постепенно внедряются роботизированные опросы, которые предполагают проведение интервью без интервьюера, с помощью робота. Такое интервью используется на этапе отбора респондентов, установления контакта и/или в мини-опросах. Основной мотив использования роботов при проведении интервью – снижение нагрузки интервьюеров и оптимизация расходов исследования.
В 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 использование компьютерных технологий проникает в другие формы интервью (не структурированные). Распространение получают глубинные, экспертные интервью, а также онлайн фокус-группы с использованием Skype, Zoom и других приложений. Востребованность новых форматов порождает и актуализирует новые методические аспекты метода. В профессиональном сообществе обсуждаются такие вопросы, как меняющаяся роль интервьюера, сложность фиксации внимания респондента/информанта, влияние качества связи на достоверность данных, искренность ответов и прочее.
Эффективность использования любого научного – в том числе социологического, – метода сбора данных оценивается прежде всего с точки зрения достоверности и надёжности получаемой информации. Применение метода интервью стало отправной точкой для целой серии методических исследований и экспериментов, направленных на оценку надёжности метода. На протяжении нескольких десятилетий методическим сообществом активно обсуждаются различного рода побочные эффекты (эффект интервьюера, респондента, опросного инструмента, ситуации опроса), которые могут привести к смещениям в собираемых данных. Наибольшие споры касаются роли интервьюера, чья значимость долгое время отрицалась и нивелировалась в массовых опросах по структурированным анкетам и превозносилась в рамках качественной методологии. С развитием коммуникативной теории, когнитивных и поведенческих исследований меняется взгляд на роль и позицию интервьюера в стандартизированном интервью.
Новейшие методические разработки рассматривают интервью в социологическом исследовании как синтез приёмов и техник, интегрированных из разных областей (журналистика, медицина, юриспруденция, психиатрия и прочее). Впервые такой взгляд на метод был артикулирован в работах Богардуса, в настоящее время его взгляды нашли развитие и трансформацию через подход веерных матриц, разработанный С. Г. Кордонским.
В процессуально-исследовательском контексте выделяют следующие этапы при использовании метода интервью.
Разработка инструментария (гайд, сценарий, анкета) интервью в соответствии с целями и задачами исследования.
Апробация (пилотаж) инструментария.
Полевой этап – собственно проведение интервью.
Обработка полученных данных (расшифровка интервью, кодировка).
Анализ.
Каждый из этапов имеет свои особенности, обусловленные выбранным типом исследовательского интервью.