Симулятор выживания
Симуля́тор выжива́ния (выживание, сурвайвал, от англ. survival), жанр видеоигр, в рамках которого игровой процесс фокусируется на сохранении жизни и обеспечении безопасности одного или нескольких персонажей в игровом мире. Симуляторы выживания могут быть как однопользовательскими, так и многопользовательскими; элементы видеоигры могут присутствовать в RPG, шутерах и многих других жанрах. Жанр отсчитывает свою историю с выхода игры «UnReal World» в 1992 г. Широкую популярность симуляторы выживания завоевали в 2010-х гг. благодаря таким играм, как «Minecraft» (2009) и «DayZ» (2018).
В отличие от других жанров, где сохранение жизни персонажа всегда является средством для достижения основной цели, в симуляторах выживания оно может становиться самоцелью – в этом случае достигнутый пользователем успех измеряется продолжительностью игры: чем дольше персонаж остаётся в живых, тем лучше. По этой причине симуляторы выживания отличаются бо́льшим числом параметров персонажа. В то время как в большинстве других жанров благополучие персонажа может измеряться одним параметром («запасом здоровья»), в симуляторах выживания параллельно с ним могут присутствовать показатели голода, жажды, усталости и т. д., которые необходимо внимательно отслеживать. Суть этих параметров может существенно различаться. Так, в «Minecraft» от компании Mojang Studios у персонажа под контролем игрока есть только показатели «здоровья» и «голода», а в «The Long Dark» (2017) от компании Hinterland Studio к этому добавляются показатели выносливости, жажды и др. В «The Long Dark» и многих других симуляторах выживания на персонажа влияют также погодные условия, так что он может, например, погибнуть от переохлаждения.
Многие симуляторы выживания включают в себя механики крафта (от англ. craft – ремесло), которые позволяют игроку создавать различные предметы, строить здания и т. д. Например, в игре «Don’t Starve» (2013) от компании Klei Entertainment у пользователя есть возможность собирать в мире игры такие ресурсы, как дерево, камень и металлы, а затем возводить из них защитные сооружения и производить оружие для обороны от монстров. В «Ark: Survival Evolved» (2017) от компании Studio Wildcard созданные игроками из собранных ресурсов приспособления позволяют приручать динозавров и создавать автоматизированные защитные системы для обороны от врагов. В «Minecraft» система крафта позволяет игрокам строить автоматизированные предприятия для добычи ресурсов и работающие модели вычислительных машин.
Симуляторы выживания часто включают в себя процедурную генерацию территорий, ресурсов и иных объектов, что делает каждую новую игру непохожей на предыдущие. Во многих симуляторах выживания присутствует развитие персонажей, благодаря чему у игрока со временем открывается доступ к новым способностям и чертежам для изготовления оружия, орудий труда и строительства зданий. Примеры симуляторов выживания без системы развития персонажей – «Don’t starve» и «Minecraft», а примеры сурвайвалов с системами развития персонажей – «Ark: Survival Evolved» и «The Long Dark».
Симуляторы выживания могут быть однопользовательскими или многопользовательскими, в том числе в жанре массовых многопользовательских онлайн-игр (ММО). К однопользовательским относятся «The Long Dark» и «Subnautica» (2018), к многопользовательским с небольшим количеством игроков – «Valheim» (в раннем доступе с 2021) и «Don’t Starve Together» (2016), а к ММО – «Minecraft» и «Ark: Survival Evolved», а также «Rust» (2018), «DayZ» и др.
Вопрос о первом представителе жанра является дискуссионным. Некоторые источники (Минасов. 2014) называют первой сурвайвал-игрой «The Oregon Trail», разработанную в 1971 г. Д. Равичем и выпущенную компанией MECC в 1975 г., где целью игрока было повторение пути американских колонистов от штата Миссури до штата Орегон, предусмотрительно распределяя ресурсы (тягловый скот, еду, боеприпасы) и справляясь с различными трудностями (болезнями, бандитами и т. п.).
Согласно более популярной версии (Smith. 2014) первым подлинным представителем жанра была игра «UnReal World», которую в 1992 г. создал С. Мааранен. «UnReal World» – это однопользовательское выживание с системой развития персонажа. В данной игре пользователю предлагается выживание в Финляндии железного века с элементами фэнтезийного мира: персонаж игрока должен противостоять погодным условиям, диким животным и бандитам, для чего в игре есть возможность добывать природные ресурсы, строить здания, создавать полезные предметы и торговать с неигровыми персонажами, а также взаимодействовать с языческими богами и владеть магией. Поддержка игры продолжается: по состоянию на начало 2021 г. Мааранен всё ещё выпускал обновления и дорабатывал игру, что делает «UnReal World» мировым рекордсменом по продолжительности поддержки (рекорд Гиннесса зафиксирован ещё в 2016). В 2019 г. издание Guinness World Records Gamer's Edition присвоило «UnReal World» звание прародителя жанра симуляторов выживания.
В 2006 г. Р. Янссон и М. Перссон создали MMO-игру «Wurm», в которой присутствуют все характерные для жанра сурвайвал-элементы, однако в игровом процессе происходит смещение акцента с выживания на достижение иных целей: объединяя усилия, игроки в «Wurm» могут строить поселения, заключать союзы и создавать государства, воевать с государствами, созданными другими игроками, и т. д.
Следующей вехой в развитии жанра можно считать ММО «Minecraft», созданную при участии М. Перссона. В «Minecraft» игрокам предлагается путешествовать по процедурно генерируемому миру, в котором они могут добывать ресурсы, строить здания и механизмы, а также сражаться с монстрами. Главная отличительная черта «Minecraft» – возможность удалять и создавать любые элементы пространства: деревья, землю, горные породы и т. д., что позволяет не только возводить постройки, но и изменять ландшафт на усмотрение игроков. «Minecraft» вдохновил создателей таких игр, как «Terraria» (2011) от компании Re-Logic, «Trove» (2015) от Trion Worlds, а также многих других игр.
В 2012 г. вышла в ранний доступ игра, повлиявшая на жанр и во многом способствовавшая его популяризации, – «DayZ Mod», которая изначально была пользовательской модификацией к игре «ARMA 2» (2009) от студии Bohemia Interactive, но затем вышла как самостоятельная игра. В «DayZ» игровой процесс концентрируется в большей степени на сохранении жизни персонажа, однако здесь главные опасности исходят не от факторов окружающей среды, а от других игроков и заражённых зомби-вирусом неигровых персонажей. Во многом «DayZ» вдохновлены такие проекты, как «Rust» от Facepunch Studios, DESOLATE (2019) от Nearga, «The Forest» (2018) от Endnight Games Ltd. и др.