СИФ (в экономике)
СИФ (в экономике) [от англ. Cost, Insurance and Freight (CIF) – стоимость, страхование и фрахт], один из 11 торговых терминов ИНКОТЕРМС, вид обязательства между продавцом и покупателем. Имеет отношение исключительно к грузовым перевозкам морскими и речными судами и означает, что продавец исполняет свои обязательства по внешнеторговому контракту, когда передаёт в распоряжение покупателя заранее застрахованную продукцию, размещённую на судовом борту и выпущенную таможней в рамках процедуры экспорта (также уплачиваются вывозные таможенные пошлины и сборы, если это необходимо). При этом фрахт оплачивается продавцом, а импортное таможенное оформление и разгрузка при прибытии остаются обязанностью покупателя.
Таким образом, цена СИФа означает, что договорная (прописанная в счёте-фактуре) цена включает в себя конечную стоимость продукции с учётом экспортного оформления с уплатой вывозных таможенных пошлин, а также затраты на доставку продукции в порт назначения и страховые расходы.
Правила ИНКОТЕРМС определяются Международной торговой палатой, обеспечивающей в том числе разработку международных стандартов торговых операций. Термин «СИФ» впервые упоминается в первой опубликованной версии ИНКОТЕРМС 1936 г. В последней редакции 2020 г., по сравнению с редакцией 2010 г., содержание термина не претерпело изменений.
Условия поставки СИФа в значительной степени соответствуют условиям СФР (оплата покупателем стоимости товара и его фрахта); при этом основным отличием СИФа от СФР в ИНКОТЕРМС 2020 г. является обязанность продавца при условиях поставки СИФа застраховать товарную партию от утери и повреждений во время транспортировки за свой счёт, но в пользу покупателя. Страхование при отгрузке на условиях СИФа обеспечивает полное покрытие, т. к. страхуется на 110 % от контрактной стоимости и действует на протяжении всей перевозки. При этом 10 % сверх страховой стоимости груза относится к покрытию ожидаемой прибыли от сделки. Продавец в обязательном порядке предоставляет покупателю продукции договор страхования и страховой полис. Возможные риски потери или порчи товарной партии переходят к покупателю в момент размещения её на борту или в трюме зафрахтованного продавцом судна, а не по прибытии в назначенный порт.
Продавцу удобно использовать СИФ, т. к. при таких условиях поставки именно он является грузоотправителем во всех товаротранспортных документах. Это позволяет в дальнейшем гораздо легче осуществлять многочисленные формальные процедуры с банками (при оформлении аккредитива) и налоговыми органами. Основным преимуществом для покупателя является обязательное страхование риска утери и повреждения продукции во время транспортировки.
При формировании статистики импорта условия поставки СИФа используются в качестве базовых. Это означает, что в таможенных декларациях стоимость ввозимых товаров, отражаемая в статистике платёжного баланса, рассчитывается путём приведения таможенной стоимости товара к условию поставки СИФа – в первый порт прибытия товара на территорию страны назначения вне зависимости от условий поставки, обозначенных в коммерческом (внешнеторговом) договоре.