Серао Матильде
Сера́о Мати́льде (Матильда Серао; Matilde Serao) (7.3.1856, Патры, Греция – 25.7.1927, Неаполь), итальянская писательница, журналистка, редактор.
Мать – Паолина Боррелли, гречанка, потомок знатной фанариотской семьи; отец – Франческо Серао, неаполитанский эмигрант, сторонник Дж. Гарибальди. В 1860 г. семья переехала в Италию и обосновалась в Неаполе; с этим городом тесно связано творчество писательницы. С 1874 г. Серао служила на городском телеграфе. Впечатления этого времени отразились в сборнике новелл «Роман о девушке» («Il romanzo della fanciulla», 1886; в 1895 переиздан под названием «Государственный телеграф», «Telegrafi dello stato»), которые писательница назвала «хоровыми» (итал. corale; определение закрепилось в итальянской литературной критике о Серао – их сюжеты типичны, все в разных вариациях повествуют о трагических судьбах молодых женщин).
В 1877 г. под руководством отца, сотрудничавшего в неаполитанской газете Giornale di Napoli, М. Серао начала заниматься журналистикой. В сборнике коротких зарисовок под характерным для веризма названием «С натуры» («Dal vero», 1879) описала различные стороны неаполитанской жизни, следуя реалистическому методу изображения действительности. Сборник очерков «Маленькие души» («Piccole anime», 1883) о безрадостных судьбах детей бедняков проникнут обличительным пафосом.
В 1882 г. уехала в Рим, где познакомилась с Дж. Кардуччи, Г. Д’Аннунцио и другими известными писателями; сотрудничала в литературных журналах Capitan Fracassa, Cronaca bizantina («Византийская хроника»), Fanfulla della Domenica («Воскресный Фанфулла»). Впечатления от жизни в Риме и журналистской деятельности отразились в романах «Завоевание Рима» («La conquista di Roma», 1885) и «Жизнь и приключения Риккардо Иоанна» («Vita e avventure di Riccardo Joanna», 1887). Центральное место в этих произведениях занимает проблема честолюбия, характерная для европейской литературы середины 19 в. и остро вставшая в итальянской художественной прозе 1880-х гг., когда отчётливо заявили о себе противоречия объединённой Италии. Подобно Растиньяку, любующемуся Парижем с холма Пер-Лашез, провинциальный адвокат Франческо Санджорджо, герой романа «Завоевание Рима», восторгается столичным городом, мечтая покорить его. Санджорджо удачно строит парламентскую карьеру, но в определённый момент отдаётся во власть чувства к замужней женщине. Крушение любовных иллюзий приводит героя к отказу от политических и карьерных амбиций.
В романе «Жизнь и приключения Риккардо Иоанна» изображена другая среда для проявления честолюбия – журналистика. Главный герой с детства впитал в себя яд тщеславия, растлившего его душу. Из поэта он постепенно превращается в продажного писаку, ангажированного крупными торговцами, и как будто преуспевает – его газета выходит огромным тиражом. Однако с ростом благосостояния увеличивается степень нравственного падения героя, а в его редакции происходит духовное развращение молодых людей, мечтающих стать журналистами. Эмоциональная и умственная выхолощенность, моральная деградация личности – таков удел честолюбца, по мнению Серао.
В 1885 г. М. Серао вышла замуж за журналиста и критика Эдоардо Скарфольо (1860–1917). В том же году супруги вернулись в Неаполь и в 1888 г. основали журнал Corriere di Napoli («Неаполитанский курьер»), в котором Серао под псевдонимом Gibus (Шапокляк) возобновила светскую рубрику о жизни высших слоёв общества «Пчёлы, мухи и осы» (Api, mosconi e vespe), начатую ранее в Corriere di Roma («Римский курьер»).
Любовь современников-неаполитанцев к писательнице основывалась не только на признании её достижений в журналистике. На страницах её литературных произведений читатели находили правдивое и близкое их пониманию отображение окружающей жизни.
С 1880-х гг. писала очерки, направленные на изучение психологии общества. В предисловии к наиболее известной книге очерков «Чрево Неаполя» («Il ventre di Napoli», 1884), отразившей влияние романа «Чрево Парижа» Э. Золя и сборника очерков «Неаполь невооружённым глазом» (1878) Р. Фучини (1843–1921), писательница поставила своей задачей «научное» описание неаполитанской жизни и призывала отказаться от традиционного представления о Неаполе как о счастливом городе. Следуя веристскому принципу, Серао начала изучение общества с городских низов. Чрево Неаполя изображено в виде четырёх зловонных кварталов с узкими тёмными улицами, куда не проникает солнце, и знаменитым бассейном, в котором беднота стирает свои лохмотья. Здесь ютятся нищие, воры и проститутки. С точностью репортёра Серао воссоздаёт быт обитателей трущоб: отдельные главы посвящены нищенским заработкам, своеобразной еде, одежде, церковным и народным праздникам. Серао сравнивала своё произведение с хроникой летописца, однако её интересовала не только документальная сторона жизни, но и нравственный облик, своеобразная психология персонажей. Описывая доброту и отзывчивость неаполитанцев, их любовь к детям, писательница не умалчивает и о невежестве, суевериях как следствии убогого существования народа.
Из множества набросков с натуры сложился веристский роман «Страна изобилия» («Il paese di Cuccagna», 1891), в котором Серао представила все слои общества: низшие (бедная служанка, работница папиросной фабрики и гулящая женщина), средние (преуспевающий кондитер, ростовщик, чиновники и дельцы) и высшие (отпрыск древнего аристократического рода и др.). Все персонажи, независимо от уровня благосостояния, охвачены общим стремлением – разбогатеть и зажить беззаботной жизнью. В Неаполе эти вожделения связаны с мечтой о выигрыше в лотерею, которая у Серао представлена социальным и нравственным злом, несущим разорение и толкающим людей на бесчестные поступки и преступления. Изображение нездоровой атмосферы лотерейного бюро в романе так же символично, как описание перегонного куба для производства алкоголя в «Западне» Золя. П. Бурже, лично знакомый с Серао и написавший предисловие к французскому переводу романа, назвал Серао «неаполитанским Золя».
Опираясь на опыт Дж. Верги, и в частности на его роман «Семья Малаволья» (1881), Серао выстраивает композицию «Страны изобилия» по «хоровому» принципу, в романе действует коллективный герой – всё неаполитанское общество. Особое значение приобретают массовые сцены (розыгрыш лотереи, чудо святого Януария, карнавал), в которых раскрывается психология городских бедняков, живущих надеждой на «нечаянное счастье».
Серао считала своими учителями О. де Бальзака (на которого ориентировалась в изображении современного общества) и П. Бурже (за которым следовала в описании психологических нюансов). Наряду с масштабными полотнами неаполитанской жизни, Серао создала небольшие романы, посвящённые отдельным социальным феноменам: парламентской деятельности, журналистике, высшему свету.
Помимо общественной проблематики писательницу интересовали вопросы любви и любовной страсти. В 1880-х гг. она начала поиск оригинального пути в изображении внутреннего мира влюблённой женщины. В романе «Больное сердце» («Cuore infermo», 1881) Серао, ориентируясь на достижения Л. Капуаны в области физиологической психологии, исследовала своеобразный психологический казус – поведение в любви женщины с больным сердцем.
В последующих произведениях Серао отошла от физиологического изучения нездоровых увлечений и обратилась к опыту Дж. Верги, который в своих т. н. романах страсти осудил любовную одержимость как чувство, разрушающее семью, губящее личность и причиняющее общественный вред. Серао откликнулась на эту проблему романом «Фантазия» («Fantasia», 1883). Прослеживая судьбу двух подруг – аристократок Катерины Спаккапьетры и Лючии Альтимаре, – писательница противопоставила любовное чувство, основанное на взаимном доверии и желании творить добро, эгоистической страсти, развращающей человеческую душу. Себялюбивая и взбалмошная Лючия, будучи замужней женщиной, соблазняет мужа своей подруги Катерины и бежит с ним, тем самым разрушая обе семьи. Романтические страсти и питающие их мечты приносят только горе и страдание: у мужа Лючии открывается скоротечная чахотка, а Катерина, не перенеся позора, совершает самоубийство.
Кризис позитивизма, возрождение идеалистических учений в философии и поиск новых путей в искусстве принесли новые веяния в итальянскую психологическую прозу 1890-х гг. Разделяя в этот период идеалы А. Фогаццаро, писательница примкнула к религиозно-мистическому движению противников позитивистской философии «рыцари духа» (названо по одноимённой статье Серао, «I cavalieri dello Spirito», 1894), заявив, что веризм исчерпал себя, а излишества натурализма толкают авторов к идеализму и мистицизму. В любовно-психологических романах, отразивших влияние П. Бурже, описала трагические судьбы женщин из высшего общества, испытывающих мучительную внутреннюю борьбу между инстинктом и сознанием, духом и плотью («Прощай, любовь!», «Addio, amore!», 1890; «Наказание», «Il castigo», 1893 и др.).
С 1892 г. Серао и Скарфольо выпускали газету Il mattino, своими злободневными материалами снискавшую успех и за пределами Неаполя; редакцию издания в 1894 г. посетил Э. Золя. В 1898 г. журнал был ненадолго закрыт властями из-за резкой критики подорожания хлеба. Возобновление публикаций превратилось в общегородской праздник, журнал расходился тройными тиражами.
Серао не ограничилась изучением переживаний светской элиты и, расширяя рамки психологического романа, перешла к изображению внутреннего мира персонажей из низших слоёв. Во 2-й половине 1890-х гг. она вернулась к веристской манере письма. При этом из её творчества исчезли многостраничные «хоровые» произведения, уступив место небольшим романам. Основное внимание в них обращено к внутреннему миру главной героини, всестороннему раскрытию чувств и волнений которой способствует использование несобственно-прямой речи. В романе «Балерина» («La ballerina», 1899), описывающем события из жизни Кармелы Минино, балерины неаполитанского театра «Сан-Карло», Серао, следуя за Г. Флобером и Капуаной, снова обращается к физиологическому объяснению душевных порывов героини. Величие её «простой души» (подзаголовок романа) раскрывается в финальной сцене, когда Кармела, оплакивая своего тайного возлюбленного, покончившего жизнь самоубийством, осмеливается признаться в своём чувстве. Любовь героини показана не как безудержная страсть, а как жажда красоты и нежности, томление девической души. В представлении Серао безнадёжное чувство, исполненное трагизма, уравнивает бедную танцовщицу и гордого аристократа.
В аналогичном ключе дан анализ женской психологии в романе «Сестра Джованна делла Кроче» («Suor Giovanna della Croce», 1901), посвящённый П. Бурже. Серао повествует о душевных переживаниях монахини, способной испытывать горе и страдание в той же мере, что и красавица-аристократка.
В 1902–1904 гг. издавала литературный еженедельник La Settimana («Неделя»). В 1903 г., расставшись со Скарфольо и уйдя из редакции Il mattino, Серао организовала собственную газету Il giorno («День»), в которой вела раздел о политике и публиковалась до конца жизни.
Творчество М. Серао внесло весомый вклад в развитие веристского романа. Используя варианты жанра, писательница создала реалистические картины быта и нравов широких слоёв общества, в психологических романах стремилась углубиться во внутренний мир человека. Разнообразие композиции, жизненность изображаемых ситуаций, эмоциональный стиль, колоритные образы принесли ей успех не только в Италии, но и за её пределами, в частности в России, где в 1890–1900-х гг. произведения Серао неоднократно переиздавались.
В 1922–1925 гг. номинировалась на Нобелевскую премию по литературе.