Самарин Александр Дмитриевич
Сама́рин Алекса́ндр Дми́триевич [30.1(11.2).1868, Москва – 30.1.1932, Кострома], российский общественный, государственный и церковный деятель, действительный статский советник (1908), в должности егермейстера (1910). Дворянин. Брат Ф. Д. Самарина. Племянник Ю. Ф. Самарина. Зять С. И. Мамонтова. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1891).
Государственная и общественная деятельность
В 1891–1892 гг. состоял на военной службе. Земский начальник 4-го участка Бронницкого уезда Московской губернии (1893–1899), богородский уездный (1899–1908) и московский губернский (1908–1915) предводитель дворянства. Член дворянского Кружка москвичей («Самаринского кружка»), собиравшегося в 1904–1916 гг. как внепартийное объединение консервативного толка. Участник съездов (с 1912), председатель Постоянного совета (с конца 1916) Объединённого дворянства. Монархист. В январе 1905 г., выражая позицию консервативно настроенного дворянства Московской губернии, совместно с братом Фёдором инициировал обращение к императору Николаю II с адресом о сохранении неприкосновенности самодержавия, в котором излагались причины неуместности конституционных реформ в Российской империи. В феврале 1913 г. во время празднования 300-летия Дома Романовых в Москве произносил приветствие императору в Колонном зале Московского дворянского собрания (ныне Дом Союзов).
Почётный опекун Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии (1912–1917). Член Государственного совета по назначению (1912–1917), принадлежал в нём к группе правых. Выступал за формирование «правительства доверия», способного к сотрудничеству с Государственной думой, но ответственного перед императором. Главный уполномоченный Российского общества Красного Креста по эвакуации во внутренние районы Российской империи (1914–1917), занимался организацией и содержанием тыловых госпиталей, обеспечением приёма и лечения раненых, вёл работу по объединению интересов ведомств и общественных организаций по вопросам помощи раненым, отдал часть своего дома в Москве под Главное управление Красного Креста.
Исправляющий должность обер-прокурора Синода [5(18) июля – 26 сентября (9 октября) 1915], был назначен по предложению великого князя Николая Николаевича Младшего и начальника военно-походной канцелярии императора князя В. Н. Орлова (из рода Орловых). Выступал за упразднение этой должности и восстановление патриаршества, за реформу православного прихода в части усиления его самостоятельности (в лице мирян) в вопросах использования денежных средств и иного церковного имущества, при этом считал несвоевременной коренную перестройку церковного управления во время войны. Стремился проводить собственную политику; в частности, выступил против решения императора Николая II принять на себя должность Верховного главнокомандующего, настаивая на постоянном присутствии императора в столице [составленное Самариным письмо Николаю II от 21 августа (3 сентября) 1915 подписали ещё 7 министров], заявлял о «коренном разномыслии» с председателем правительства И. Л. Горемыкиным; с согласия императора и вопреки желанию императрицы боролся против влияния Г. Е. Распутина на церковную жизнь, провёл через Синод решение уволить близкого к нему епископа Тобольского и Сибирского Варнаву (Накропина). Отправлен в отставку после отказа Николая II утвердить решение Синода об увольнении епископа Варнавы.
Был близок к «Кружку ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой церкви» (1907–1917), организованному М. А. Новосёловым. Участник Братства святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909–1917). Почётный член Московской духовной академии (1915).
Крупный землевладелец: Самарину принадлежало около 22 тыс. га земли в Московской, Самарской и других губерниях. На собственные средства занимался созданием приютов и богаделен, в том числе для детей и стариков, поддерживал строительство храмов в Московской губернии, в частности, курировал постройку церкви Живоначальной Троицы в селе Аверкиево Богородского уезда (ныне деревня Аверкиево городского округа Павловский Посад Московской области; освящена в его присутствии в 1915). В 1912 г. вошёл в состав Особого комитета по устройству в Москве «Военно-исторического музея в память Отечественной войны 1812 года».
В январе 1917 г. на приёме у императора безуспешно просил его от лица Съезда дворянских обществ о предоставлении бо́льших полномочий председателю Совета министров, включая право представления императору кандидатов в министры.
После крушения монархии
В июне 1917 г. группой мирян во главе с М. А. Новосёловым выдвинут кандидатом на выборах митрополита Московского и Коломенского (выдвижение на церковную кафедру мирянина стало беспрецедентным событием), первоначально получил равное количество голосов вместе с архиепископом Тихоном (Белавиным), при окончательном голосовании занял 2-е место. Участник Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.; стал одним из 25 первоначальных кандидатов в патриархи (получил 3 голоса, кандидатура снята в связи с принятием Собором решения об избрании патриарха из лиц священного сана); с марта 1918 г. товарищ (заместитель) председателя Собора от мирян. С 30 января (12 февраля) 1918 г. председатель Совета объединённых приходов Москвы, созданного в целях защиты храмов от закрытия и церковного имущества от изъятия (канцелярия Совета первоначально располагалась в московской квартире Самарина); пытался сохранить преподавание Закона Божия в школах, организовал охрану патриарха Тихона, выступал с протестами против вскрытия святых мощей, удерживал верующих от силовых выступлений в защиту Церкви и её имущества, чем сохранил многие жизни, добивался облегчения доступа духовенства и мирян в храмы Московского Кремля для богослужений, отстаивал права и нужды духовенства. По поручению Собора вёл в Кремле переговоры с большевиками по поводу содержания и форм реализации Декрета об отделении церкви от государства. После них пришёл к выводу о невозможности договорённостей с советской властью.
Летом 1918 г. под угрозой ареста уехал из Москвы в Оптину пустынь. В сентябре 1918 г. по поручению патриарха Тихона выехал в Киев к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) для переговоров о проблеме автокефалии Церкви на Украине. 25 сентября был арестован на границе в Брянске, в ноябре доставлен в Москву, где в январе 1919 г. помещён в Бутырскую тюрьму. В апреле 1919 г. освобождён по ходатайству врача С. С. Кедрова, брата заведующего Особым отделом ВЧК М. С. Кедрова. В апреле – августе 1919 г. жил в усадьбе Абрамцево, участвовал в создании музея, организацией которого занималась его свояченица А. С. Мамонтова (из рода Мамонтовых).
Вновь арестован 15 августа 1919 г. и помещён в Таганскую тюрьму в Москве. Стал главным обвиняемым по сфабрикованному ВЧК делу Совета объединённых приходов Москвы и был вместе с другими подсудимыми обвинён в создании контрреволюционной организации под видом «оживления церковно-приходской жизни». Московским губернским трибуналом приговорён 16 января 1920 г. к расстрелу, заменённому тюремным заключением «впредь до окончательной победы рабоче-крестьянской власти над мировым империализмом» (реабилитирован прокуратурой города Москвы в 1998). В марте 1922 г. освобождён по амнистии.
В 1922–1925 гг. снова жил в усадьбе Абрамцево. Передавал в письменном виде информацию о положении Церкви в СССР эмигрировавшим русским духовным лицам. Вновь арестован в 1925 г. по делу т. н. Контрреволюционной монархической организации «Даниловский синод» вместе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским), сподвижником которого являлся, митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым) и др., помещён в Бутырскую тюрьму. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 21 мая 1926 г. приговорён к ссылке в Сибирь на 3 года (реабилитирован следственным отделом КГБ СССР в 1989). В 1926–1928 гг. отбывал её в Якутске и Олёкминске, где преподавал иностранные языки, совместно с архиепископом Иркутским Гурием (Степановым) перевёл с немецкого книгу О. Н. Бётлингка о якутском языке.
Не получив разрешения по окончании ссылки вернуться в Москву, с июля 1929 г. жил в Костроме. По церковно-политическим взглядам в последние годы жизни был близок к «непоминающим» – участникам Катакомбного движения. В 1931 г. подвергся непродолжительному аресту в Костроме.
Обладал совершенным музыкальным слухом и голосом. Со студенческих лет и до конца жизни состоял церковным чтецом и регентом (в Костроме в церкви во имя Всех Святых, затем в церкви во имя равноапостольных князей Бориса и Глеба, в которой и был отпет после кончины), автор церковно-музыкальных произведений.
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1910), Святой Анны 1-й степени (1913), Святого Владимира 2-й степени (1916) и др.
Был женат [с 26 января (8 февраля) 1903] на Вере Саввишне, урождённой Мамонтовой [20.10(1.11).1875 – 27.12.1907(9.1.1908)], запечатлённой на картине художника В. А. Серова «Девочка с персиками» (1887).
Похоронен на Александро-Невском кладбище Костромы (ликвидировано в 1980). В 2018 г. по решению Костромской городской думы, принятому в связи с обращением митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта (Кашина), к 150-летию со дня рождения Самарина на его могиле восстановлено надгробие и установлен каменный крест.