«Теория официальной народности»
«Тео́рия официа́льной наро́дности», одна из наиболее распространённых исторических концепций, трактующих развитие России во 2-й четверти 19 в. Понятие «народность официальная» введено в научный оборот А. Н. Пыпиным в серии статей в начале 1870-х гг., который тенденциозно интерпретировал содержание подготовленных С. С. Уваровым «Отчета по обозрению Московского университета» от 4(16) декабря 1832 г., доклада императору Николаю I от 19 ноября (1 декабря) 1833 г., доклада «Десятилетие министерства народного просвещения. 1833–1843» и др. В них Уваров высказал мысль о том, что без «православия, самодержавия, народности» Россия не может «благоденствовать, усиливаться, жить», и ставил задачу с помощью «тройственной формулы» «приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, к нашему народному духу». Главным предшественником идей Уварова Пыпин называл Н. М. Карамзина, последователями – Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча, О. И. Сенковского, С. П. Шевырёва, М. П. Погодина, зрелого А. С. Пушкина и позднего Н. В. Гоголя.