Салихов Джагфар
Са́лихов Джагфа́р (Джагфар бин Салих бин Хамидулла аль-Кулатки аль-Булгари; Джагфар второй) (1790, село Старая Кулатка Кипчакской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии, ныне Ульяновской области – 1862, там же), мусульманский религиозный деятель, шейх тариката Накшбандийа.
Согласно семейным преданиям, происходил из татарской семьи обнищавших мурз (однодворцев). После обучения в медресе родного села и в Казани (у хазрата Мухаммед-Карима бин Габдрахима) отправился в путешествие. Проведя некоторое время в среднеазиатских городах (Ташкент, Самарканд), прожил более 3 лет в Бухаре. Основным занятием Салихова было общение с учёными людьми (улемами), суфиями; моления, раздумья и радения у гробницы шейха Баха ад-Дина Накшбанда. Его наставником был известный в крае шейх братства Накшбандийа – Габдулхалик аль-Балликули аль-Казанлы, в свою очередь являвшийся учеником шейха Фаизхана аль-Кабули.
После получения иджазы Салихов отправился из Туркестана в хадж, совмещённый с длительным путешествием по Ближнему Востоку. Побывав в Багдаде, Египте, он обосновался в Медине, где прожил более 12 лет, состоя кладбищенским сторожем (муджавир) и ведя жизнь дервиша. После 18 лет странствий в 1834/1835 г. Салихов вернулся в родную деревню полуослепшим дервишем в рубищах, став ишаном.
Слава Салихова, как весьма благочестивого и учёного человека, быстро распространилась в регионе, привлекая к нему образованных людей, многочисленных почитателей и учеников. В частности, среди частых гостей и собеседников был знаменитый в Оренбургском крае шейх Шахиахмед бин Йусуф бин Кутлуг-Мухаммед бин Тавкал (Тевкелев, 1756–1844) и др. По словам Р. Ф. Фахретдинова, среди учеников и последователей ишана больше всего было башкир, казахов и нижегородских мишарей. Из числа многочисленных учеников и последователей Салихова наиболее известными были: Габдуллатиф бин Яхуда (ум. 1886); казанский имам Хуснутдин бин Гумер ас-Суксуви (Хуснутдин Сеитов, 1812–1872); Фатхулла бин Валид аз-Задвари; Назметдин бин Ахмед аль-Астрахани; сподвижник Ваисова, имам села Беденьга Габуллатиф бин Халид (1809/1810 – 1891); Б. Ваисов. Не меньше было у него и противников в лице представителей местного официального духовенства, которые считали его безбожником, еретиком, лицемером, распускали об ишане многочисленные слухи и сплетни. Вероятно, из-за конфликтов с местными имамами Салихов отказался стать «указным» имамом, а здание, выстроенное на деньги свияжского купца Акчурина, где проживали его многочисленные ученики и паломники, было объявлено ханакой. Салихов не оставил значительных написанных сочинений и трудов (вероятно, по причине слепоты он не получил более-менее системного образования), однако активно занимался проповеднической деятельностью, имел большое число учеников и последователей, считавших его своим духовным наставником (муршидом, шейхом).
Салихов был трижды женат. С первой женой он развёлся в молодости, до отъезда для обучения в Казань. Второй его женой стала Гульфира, дочь местного мирзы Аюпа Султанова. У пары было четверо детей. Последней супругой Салихова, с которой он прожил до своей смерти полгода, стала девушка по имени Биби-Муршида (ум. в 1912). Её могила находится рядом с могилой ишана на деревенском кладбище.
Незадолго до смерти ишан предпринял второе паломничество, которое в силу ряда причин завершилось неудачей, т. к. он сумел добраться только до Кавказа. В период нахождения в Крыму и на Кавказе (в Дагестане и Тифлисе) он общался с местными мусульманами и занимался проповеднической деятельностью. Это путешествие, а также случаи конфликтов и столкновений Салихова с представителями мусульманского сообщества Северного Кавказа, сторонниками имама Шамиля, подробно описаны в сочинении Б. Ваисова «Тарик-и ходжаган» (1874).
Салихов умер в возрасте 72 лет и был похоронен на старом сельском кладбище. В середине 1860-х гг. объявивший себя преемником ишана (халифа) Б. Ваисов предпринял несколько безуспешных попыток получить от властей финансовую помощь для постройки на могиле ишана мавзолея. Кроме того, он распространял среди мусульман воззвания с призывом пользоваться духовным благословением ишана через посещение его могилы. Могила Салихова оставалась местом паломничества вплоть до 2-й половины 20 в.