Сафонова Елена Всеволодовна
Сафо́нова Еле́на Все́володовна (род. 14.6.1956, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская актриса, заслуженная артистка РФ (2011).
Отец – актёр Всеволод Дмитриевич Сафонов. Мать – режиссёр киностудии «Мосфильм» В. И. Рублёва.
В 18 лет сыграла одну из главных ролей в фильме «Ищу мою судьбу» (1974) – старшеклассницу Любу Иванову, заявившую на уроке, что её любимым героем является Иисус Христос. Оказавшись единственной дебютанткой в ансамбле знаменитых актёров, Сафонова уверенно справилась с ролью на хорошем профессиональном уровне.
Во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) Е. В. Сафонова поступила с третьей попытки, в 1975 г. став студенткой актёрско-режиссёрской мастерской Л. А. Кулиджанова и Т. М. Лиозновой. В 1976 г. оставила ВГИК и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на курс Р. С. Агамирзяна (окончила в 1981).
Во время учёбы продолжала сниматься, сыграла заметную роль в телефильме «Семья Зацепиных» (1977, режиссёр Б. В. Дуров). Фильм открыл в творчестве актрисы тему, превратившуюся в своего рода амплуа: мать-одиночка, женственная, открытая для любви, при этом самостоятельная, с чувством собственного достоинства.
По окончании ЛГИТМиКа, в 1981–1982 гг. в ленинградском Академическом драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской[3]. Не получив в театре сколько-нибудь заметных ролей, ушла из труппы, переехала в Москву. В 1982–1986 гг. в Театре-студии киноактёра.
Громко заявила о себе в фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982, режиссёр О. Б. Фиалко), сыграв оперную певицу Саломею Крушельницкую (роль озвучила Г. А. Ципола). С этой ролью в творчестве Е. В. Сафоновой появился ещё один сквозной мотив – борьба женщины за свои права в мире гендерных стереотипов. Тема получила продолжение в телефильме А. Г. Шахмалиевой «Софья Ковалевская» (1985), где в заглавной роли актриса показала глубокий и драматичный внутренний конфликт героини, вынужденной делать выбор между научной карьерой и «женским счастьем».
В образе Ольги («Двое под одним зонтом», режиссёр Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич, 1983) нашла метафорическое отражение мысль о том, что зачастую своим успехом мужчина обязан любящей его женщине. Ольга – идеал женственности, в ней соединяются черты сильной покровительницы и хрупкой, беззащитной влюблённой.
Главная роль в мелодраме И. Ф. Масленникова «Зимняя вишня» (1985) выдвинула Е. В. Сафонову в ряд самых популярных и любимых отечественных киноактрис и открыла путь в штат киностудии «Мосфильм» (1986–1992), что свидетельствовало о признании в профессиональном сообществе. Успех картине, которую посмотрели 60 млн зрителей, принёс сюжет, опирающийся на архетипическую ситуацию: разведённая молодая женщина, самостоятельно воспитывающая ребёнка, предпочитает благополучию без любви несчастливую любовь к женатому мужчине. Исполнительницу, органично существующую в построенной на полутонах роли, зрители отождествили с её героиней.
Среди других ролей в фильмах Масленникова: леди Хильда Трелони Хоуп («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается», 1986), Ольга Белогурова («Продление рода», 1988), Кристина («Филипп Траум», 1989), Ольга («Зимняя вишня 2», 1990; «Зимняя вишня 3», 1995).
Центральную тему своего творчества актриса развивала в фильмах: «Музыка для декабря» (1995, режиссёр И. В. Дыховичный, премия Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» за лучшую женскую роль, 1996), «President & его женщина» (1996, режиссёр Е. М. Райская, премия «Ника», в том же году), «Принцесса на бобах» (1997, специальный приз «НТВ» и НТВ-плюс на фестивале «Кинотавр»; приз за женскую роль на кинофестивале «Окно в Европу»; приз на кинофестивале «Золотой ларец», Болгария, все – 1997) и др.Кадр из фильма «Очи чёрные». Режиссёр Никита Михалков. 1987.
В советско-итальянской картине Н. С. Михалкова «Очи чёрные» (1987, премия «Давид ди Донателло» за лучшую женскую роль, 1988), снятой по мотивам рассказа «Дама с собачкой» и других произведений А. П. Чехова, из-за невнятности поставленной режиссёром задачи Е. В. Сафоновой (Анна Сергеевна) пришлось искать баланс между лирической драмой и эксцентрической комедией с элементами клоунады.
Во время съёмок в фильме «Аккомпаниаторша» по одноимённому роману Н. Н. Берберовой (1992, режиссёр К. Миллер, Франция) актриса познакомилась с французским актёром С. Лабартом, вышла за него замуж и переехала во Францию. Здесь снялась в фильмах: «Ветер с востока» (1992), «Посмотри на меня» (1994), «По следу телеграфа» (режиссёр Л. Де Кермадек), «Мадемуазель О.» (по автобиографическому рассказу В. В. Набокова, режиссёр Ж. Фулон, оба – 1993).
В 1997 году рассталась с мужем и вернулась в Россию.
Постепенно переходя на возрастные роли, Е. В. Сафонова тяготела к острой характерности. Возможность реализовать себя в этом амплуа ей предоставила небольшая роль министерской чиновницы Елены Владимировны в трагикомедии «Какраки» (2009, режиссёр И. Ф. Демичев), а затем роль прокурора Люсьены Павловны, начальницы главного героя в сериале И. М. Макарова и К. Л. Оганесяна «Журов» (2009–2010), в котором сюжет держится на искромётном дуэте Сафоновой и А. В. Панина.
Среди других фильмов: «Такси-блюз» (1990, режиссёр П. С. Лунгин), «Женская собственность» (1998, по мотивам рассказа В. К. Черных, режиссёр Д. Д. Месхиев, приз Гильдии актёров кино России за лучшую женскую роль на VII международном фестивале актёров кино «Созвездие», 1999), «Поклонник» (режиссёр Н. И. Лебедев, 1999), «Игра слов. Переводчица олигарха» (режиссёр Е. С. Хазанова, 2005).
С начала 2000-х гг. активно снималась в телесериалах, меняя амплуа от лирико-романтического до комедийного: «Пан или пропал» по роману И. Хмелевской «Всё красное» (2003), «Дневник доктора Зайцевой» (2012); «Мама будет против» (2013); «С чего начинается Родина» (2014), «Дневник свекрови» (2015), «Старушки в бегах» (2017, режиссёр А. А. Колмогоров) и др.
Е. В. Сафонова участвовала в театральных антрепризах: «Плачу вперёд!» (режиссёр В. А. Титов, 1999; премия «Чайка» за лучшую женскую роль в том же году), «Слухи» Н. Саймона (режиссёр В. Ф. Дубровицкий, 2000), «Опасные связи» Л. А. Филатова по мотивам одноимённого романа П. Шодерло де Лакло (режиссёр С. А. Виноградов, 2002), «Девичник. Посиделки с антрактом» по Ш. Каннингему (режиссёр С. Э. Алдонин, 2003), «Калина красная» по В. М. Шукшину (режиссёр Д. Г. Петрунь, 2017), «Поймай меня… сможешь?» (режиссёр Н. В. Чусова, 2019).
О Е. В. Сафоновой сняты документальные фильмы: «Елена Сафонова. В поисках любви» (режиссёр Р. М. Исхаков, 2011), «Цвет зимней вишни» (режиссёр Н. Р. Викторов, 2016).