Братья Райт
Бра́тья Райт (Wright), Уилбер (Wilbur; 16.4.1867, Милвилл, штат Индиана – 30.5.1912, Дейтон, штат Огайо) и Орвилл (Orville; 19.8.1871, Дейтон – 30.1.1948, там же), американские пионеры авиации, авиаконструкторы и пилоты, создатели первого в мире самолёта, способного совершить управляемый установившийся полёт.
Родились в семье местного церковного деятеля, посещали среднюю школу, но аттестат об окончании не получили. В Дейтоне в 1889 г. начали издавать газету в собственной типографии, а в 1893 г. открыли велосипедную мастерскую. Примерно в 1896 г. под влиянием работ О. Лилиенталя и других заинтересовались авиацией. В 1900–1902 гг. в Китти-Хок (штат Северная Каролина) совершали полёты на планёрах собственной конструкции (выполнено свыше 1000 полётов), проводили исследования в построенной ими в 1901 г. аэродинамической трубе. Разработали систему управления летательного аппарата с помощью отклонения переднего горизонтального оперения, перекоса концов крыльев и поворота киля (по трём осям вращения самолёта, чтобы эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта).
17 декабря 1903 г. на своём биплане «Флайер 1» с бензиновым поршневым двигателем собственной конструкции мощностью 8,8 кВт и двумя толкающими воздушными винтами совершили четыре полёта (в первом Орвилл пролетел 36,5 м за 12 с, в последнем Уилбер – 260 м за 59 с). Самолёт со взлётной массой 355 кг разгонялся по направляющей длине 18 м и приземлялся на два полоза. На усовершенствованных моделях впервые выполнены полёты:
по кругу (1904);
по замкнутому 39-км маршруту за 38 мин (1905);
на 123,2 км за 2 ч 18 мин (1908);
с достижением высоты 1882 м (1910).
Показательными полётами во Франции и Германии (1908–1909) братья Райт продемонстрировали превосходство своего самолёта над европейскими моделями. Они получили американский патент на свой самолёт (1906), продали новую модель самолёта военному ведомству США (1908) и лицензии на производство нескольким странам, организовали две лётные школы в США. В 1909 г. братья Райт основали в США фирму Wright Company по производству самолётов и двигателей, президентом которой был Уилбер (до своей смерти от тифа), а затем Орвилл до 1914 г., когда он продал свои акции. В 1916 г. фирма вошла в состав авиационной корпорации Wright-Martin Company, которая распалась в 1920 г.
В Первую мировую войну Орвилл работал техническим консультантом в фирме Dayton-Wright Airplane Company, выпускавшей главным образом военные самолёты английской конструкции (ликвидирована в 1923), участвовал в разработке беспилотного летательного аппарата «Баг». Позже Орвилл занимался инженерными исследованиями (в частности, разработал систему автоматической стабилизации самолёта), был консультантом, членом национального консультативного комитета по авиации (National Advisory Committee for Aeronautics, в 1958 преобразован в Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства).
С именами братьев Райт и их ближайших помощников связывают 32 типа планёров и самолётов, которые, однако, не получили большого распространения. Деятельность братьев Райт отмечена многими наградами. В местах их деятельности воздвигнуты памятники, организованы мемориалы. Однако приоритет братьев Райт в создании первого самолёта официально не признавался в США до 1942 г., что заставило Орвилла в 1928 г. в знак протеста передать первый самолёт музею в Великобритании (возвращён в США только в 1948).
Оба брата похоронены на семейном участке на кладбище Дейтона, штат Огайо.