Проводка управления самолётом
Прово́дка управле́ния самолётом, система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих напряжений в проводке управления различаются:
жёсткая проводка, работающая на растяжение и сжатие [пуш-пульные (англ. push-pull – толкай-тяни) тяги];
гибкая (мягкая) проводка, работающая только на растяжение;
вращательная проводка, работающая только на кручение;
смешанная проводка, включающая элементы различных типов проводки.
Рис. 1. Жёсткая проводка управления самолётом (при одном рабочем месте пилота).Жёсткая проводка управления (рис. 1) в основном состоит из тонкостенных труб круглого сечения, которые шарнирно подвешены на рычагах-качалках. Тяги могут быть с изменяемой или фиксированной длиной. У тяг с изменяемой длиной один или оба наконечника сделаны регулируемыми. Для повышения надёжности жёсткую проводку управления иногда дублируют в виде разнесённых по разным бортам ветвей. В проводке управления могут устанавливаться компенсаторы линейных деформаций конструкции самолёта.
Гибкая проводка управления (рис. 2) состоит из прямой и возвратной ветвей. В ней обычно используются особо гибкие нераскручивающиеся тросы, но могут применяться также металлические ленты и проволока. Концы тросов заделываются в наконечники. Соединение двух сопряжённых концов тросов и натяжение проводки обеспечивается тандерами. Для изменения направления тросовой проводки управления служат устанавливаемые на кронштейнах ролики с ограничителями, предотвращающими сход тросов с роликов. Постоянство натяжения тросовой проводки управления при температурных изменениях окружающей среды обеспечивается регуляторами натяжения. Для повышения надёжности ветви тросовой проводки управления могут дублироваться.
Рис. 2. Тросовая проводка управления самолётом (при двух рабочих местах пилотов).Во вращательной проводке управления возвратно-поступательное движение рычагов управления преобразуется шариковыми преобразователями в реверсивное вращательное движение тяг-валов, а оно, также с помощью шариковых преобразователей, обеспечивает соответствующее отклонение рулей управления. Компенсация линейных деформаций обеспечивается шлицевыми соединениями.
В проводку управления могут входить механизмы имитации аэродинамических нагрузок, исполнительные механизмы систем улучшения характеристик устойчивости и управляемости и др. На самолётах с герметичными кабинами с целью снижения потерь давления в местах прохода проводки управления через герметичные перегородки устанавливаются гермовыводы.
Проводка управления вертолётом в общем аналогична описанной выше.