Проводка управления самолётом
Прово́дка управле́ния самолётом, система механических элементов (труб, качалок и т. п.), передающих усилия и перемещения от рычагов управления к рулям управления. По виду возникающих напряжений в проводке управления различаются:
жёсткая проводка, работающая на растяжение и сжатие [пуш-пульные (англ. push-pull – толкай-тяни) тяги];
гибкая (мягкая) проводка, работающая только на растяжение;
вращательная проводка, работающая только на кручение;
смешанная проводка, включающая элементы различных типов проводки.
Жёсткая проводка управления (рис. 1) в основном состоит из тонкостенных труб круглого сечения, которые шарнирно подвешены на рычагах-качалках. Тяги могут быть с изменяемой или фиксированной длиной. У тяг с изменяемой длиной один или оба наконечника сделаны регулируемыми. Для повышения надёжности жёсткую проводку управления иногда дублируют в виде разнесённых по разным бортам ветвей. В проводке управления могут устанавливаться компенсаторы линейных деформаций конструкции самолёта.
Гибкая проводка управления (рис. 2) состоит из прямой и возвратной ветвей. В ней обычно используются особо гибкие нераскручивающиеся тросы, но могут применяться также металлические ленты и проволока. Концы тросов заделываются в наконечники. Соединение двух сопряжённых концов тросов и натяжение проводки обеспечивается тандерами. Для изменения направления тросовой проводки управления служат устанавливаемые на кронштейнах ролики с ограничителями, предотвращающими сход тросов с роликов. Постоянство натяжения тросовой проводки управления при температурных изменениях окружающей среды обеспечивается регуляторами натяжения. Для повышения надёжности ветви тросовой проводки управления могут дублироваться.
Во вращательной проводке управления возвратно-поступательное движение рычагов управления преобразуется шариковыми преобразователями в реверсивное вращательное движение тяг-валов, а оно, также с помощью шариковых преобразователей, обеспечивает соответствующее отклонение рулей управления. Компенсация линейных деформаций обеспечивается шлицевыми соединениями.
В проводку управления могут входить механизмы имитации аэродинамических нагрузок, исполнительные механизмы систем улучшения характеристик устойчивости и управляемости и др. На самолётах с герметичными кабинами с целью снижения потерь давления в местах прохода проводки управления через герметичные перегородки устанавливаются гермовыводы.
Проводка управления вертолётом в общем аналогична описанной выше.