Чувствительность управления летательного аппарата
Чувстви́тельность управле́ния лета́тельного аппара́та, свойство летательного аппарата и системы управления реагировать на отклонения рычагов управления и (или) приложенные к ним усилия.
В качестве показателей, характеризующих чувствительность управления, рассматриваются отношения приращений усилий , прилагаемых к рычагам управления, или перемещений рычагов управления к приращениям нормальной перегрузки , угловой скорости крена и других аналогичных параметров стационарного движения летательного аппарата (в пределе – производные): (собственно чувствительность управления обратно пропорциональна такого рода показателям). Эти показатели являются основными нормируемыми величинами, определяющими приемлемую управляемость летательного аппарата. Экспериментально при моделировании на пилотажных стендах и по результатам лётных исследований устанавливаются оптимальные и допустимые значения этих показателей.
Невыполнение требований по чувствительности управления (в особенности слишком малые значения показателей) может привести к невозможности нормального управления летательным аппаратом вплоть до «раскачки» его лётчиком и возникновения аварийной ситуации, что является следствием неустойчивости замкнутой системы «летательный аппарат – лётчик», выражающейся в появлении нарастающих колебаний летательного аппарата при управлении лётчиком, хотя по отдельности и летательный аппарат, и лётчик, как звено управления, – устойчивы. Приемлемые значения показателей, характеризующих чувствительность управления, обеспечиваются выбором рациональной эффективности органов управления и кинематических параметров проводки управления (соотношением между отклонением рычага управления и усилия на нём и отклонением органов управления).