Расово-антропологическая школа
Ра́сово-антропологи́ческая шко́ла, течение в западной социальной мысли 2-й половины 19 – начала 20 вв. Основные идеи расово-антропологической школы: социальная жизнь и культура определяются наследственными расово-антропологическими факторами; расы, антропологические и этнические группы, выступающие как главные субъекты социально-исторического процесса, не равны между собой, и это обусловливает неравенство («превосходство», «неполноценность», «опасность» и т. п.) создаваемых ими культурных ценностей; смешения рас вредны для общественного и культурного развития.
Родоначальником расово-антропологической школы являлся Ж. А. де Гобино. Х. С. Чемберлен (Великобритания), отвергая фатализм и пессимизм Гобино, призывал к возрождению «арийского духа», став одним из главных предшественников идеологии немецкого нацизма. В его сочинении «Основы девятнадцатого столетия» (1899) высшим «достижением» европейской истории провозглашалось создание «тевтонской» культуры.
Разновидностью расово-антропологической школы была т. н. антропосоциология О. Аммона (Германия) и Ж. Ваше де Лапужа (Франция), в работах которых на основе антропометрических данных устанавливалась «зависимость» между классовой принадлежностью и величиной головного указателя (процентного отношения наибольшей ширины головы к её наибольшей длине). Расистское истолкование этнических групп и наций содержалось в работах Л. Вольтмана, активного идеолога пангерманизма и раннего национал-социализма.
Концепции расово-антропологической школы – своеобразная рационализация расовых и этнических предрассудков их авторов – представляют собой социальные мифы, негативно влияющие на развитие общества и культуры. Попытки возрождения отдельных положений расово-антропологической школы путём тенденциозного истолкования данных антропологии, генетики, этнологии, психологии и других наук дискредитируют плодотворные междисциплинарные исследования взаимодействия природных и социокультурных факторов человеческого существования.