Путевые машины
Путевы́е маши́ны, предназначены для строительства железнодорожного пути, его ремонта и обслуживания. Путевые машины выполняются на железнодорожном (рельсовом) либо (реже) гусеничном или комбинированном (колёсно- и гусенично-рельсовом) ходу. К основным путевым машинам относятся: путеукладчики – применяются для транспортировки и укладки рельсошпальной решётки железнодорожного пути; электробалластёры – служат для подъёма, сдвижки (рихтовки) и устранения перекосов рельсошпальной решётки, дозировки балласта при отсыпке его в железнодорожный путь, а также для планировки откосов; выправочно-подбивочно-рихтовочные и выправочно-подбивочно-отделочные машины – для механизированной выправки железнодорожного пути, подбивки (уплотнения) балласта под шпалами, отделки откосов балластной призмы (при небольших объёмах работ и разбросанности объектов подъём, укладку на балласт путевой решётки и выправку железнодорожного пути осуществляют путеподъёмники, а дозировку, подачу и уплотнение балласта, планировку балластной призмы – тракторные дозировщики и шпалоподбивочные машины). Для земляных работ (нарезки кюветов вдоль железнодорожного полотна, срезки обочин, разработки откосов выемки), а также очистки путей от снега на станциях и перегонах служат путевые струги, для очистки кюветов – кюветоочистительные машины. Путеуборочные машины используют не только для уборки железнодорожного пути от шлака, мусора, снега и т. п., но и для сколки льда, углубления междупутий, подбора «сплывов» грунта с откосов выемок и косогоров. Для устройства закрытого продольного и поперечного дренажа земляного полотна на участках, требующих осушения, при строительстве и ремонте железнодорожного пути применяют дренажные путевые машины. Очистку балласта от загрязнений производят с помощью щебнеочистительных машин.
К путевым машинам относятся также оборудование для сварки рельсов в длинные плети, укладываемые на бесстыковом пути, – рельсосварочные машины, механизмы и машины для шлифовки швов и выправки рельсов и др. При эксплуатации железнодорожного пути проводят проверку его состояния с помощью контрольно-измерительных устройств и машин (путеизмерительные и дефектоскопные вагоны и тележки). Подготовку рельсов к дефектоскопии осуществляют рельсоочистительные машины. При выполнении путевых работ используют также подъёмные краны, бульдозеры, ленточные конвейеры.
Различают автономные путевые машины, имеющие энергетическую базу, к которой подключаются все двигатели машины (путеукладчик, шпалоподбивочная машина и др.), и неавтономные путевые машины, у которых энергетическая установка отсутствует и электрическая энергия или энергия сжатого воздуха поступает к рабочим органам путевой машины от локомотива (например, щебнеочистительная машина, путевой струг). По способу передвижения в рабочем состоянии путевые машины могут быть самоходными (например, снегоуборочные машины) и несамоходными (электробалластёр, струг, щебнеочистительная машина). Различают путевые машины с электрическим, пневматическим и гидравлическим приводом рабочих органов, а также с приводом от двигателя внутреннего сгорания через механическую передачу. По способу выполнения работ путевые машины разделяют на машины тяжёлого типа – несъёмные с железнодорожного пути, работающие при закрытом для движения поездов железнодорожном перегоне (например, струг, путеукладчик, щебнеочистительная и снегоуборочная машины), и лёгкого типа, которые для пропуска подвижного состава снимаются с пути (электростанции, мотодрезины, шпалоподбивочная машина и др.).
Первые путевые машины начали применяться в 18 в.; в России их использовали при строительстве и обслуживании первых рудничных рельсовых дорог. С конца 1840-х гг. на железной дороге Санкт-Петербург – Москва для очистки путей от снега работал паровоз, оборудованный плугом; в 1860-х гг. для отсыпки балласта в железнодорожный путь стали применять саморазгружающиеся вагоны; в 1870–1880-х гг. построены первые отечественные снегоочистители и вагон-путеизмеритель с механической записью состояния пути. Широкое использование путевых машин на отечественных железных дорогах началось в 1930-е гг., когда были созданы первые балластёры, путевые струги, снегоуборочные машины, путеукладчики на железнодорожном ходу и др.