Просветительская деятельность
Просвети́тельская де́ятельность, гуманистически направленная форма деятельности со стороны субъектов социально-культурного пространства по хранению, изучению, распространению (передаче) знаний, формированию умений, ценностных установок в отношении как отдельного человека, так и группы лиц, общества и населения в целом. Основной целью просветительской деятельности является гуманистическая миссия просветительства в общественном (массовом) сознании – на основе достижений науки и результатов духовного развития человечества, в интересах человека, семьи, общества и государства. Просветительство включает в себя элементы образовательной деятельности, воспитания.
В более широком, социокультурном значении представляет собой общественное благо, направленное на удовлетворение потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Просветительскую деятельность осуществляют юридические (просветительские учреждения, организации и т. д.) и неюридические лица (группы граждан, в том числе интернет-сообщества, известные обществу личности – просветители).
«Просветительская деятельность» – понятие, соотносящееся по значению с понятиями «просветительство», «просветители», «просвещение», которые неоднозначны, имеют различные определения, отражающие мнение того или иного автора.
В России просветительская деятельность традиционно «обладает гуманистической, патриотической и инновационной направленностью. На основе преемственности исторического опыта просветительская деятельность – один из ключевых и актуальных каналов развития гражданского общества, объединения различных социальных слоёв и групп, а также представителей различных сообществ (этнических, конфессиональных, культурных) в единую нацию – российскую. Просветительская деятельность направлена на интеграцию общества: сохранение целостности России обеспечивается единством её правового поля и правосознания всех граждан, единым экономическим пространством и русским языком – фундаментом русской культуры» (Симбирцева. 2020. С. 136).
В Российской Федерации термин «просветительская деятельность» на законодательном уровне появился в п. 35 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «...просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Законом предусматривается запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в частности, посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.
Положения ст. 105 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывают отечественные образовательные организации перед заключением договоров с иностранными образовательными организациями о создании совместных образовательных программ, проведении совместных научных исследований получать заключение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Это положение соотносится с основной целью закона о недопущении использования просветительской деятельности для незаконных действий антироссийских сил в целях разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Условия проведения просветительской деятельности и формы контроля за ней устанавливаются Правительством РФ.
Появление в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятия просветительской деятельности вызвало неоднозначную реакцию научного сообщества из-за допущения многозначной трактовки самого понятия, что теоретически позволяет трактовать в качестве просветительской любую образовательную деятельность за пределами образовательных программ, которая носит неформальный характер и не повышает уровень образования.