Неохалкидонизм
Неохалкидони́зм, появившееся в середине 20 в. название направления православного богословия конца 5 – 1-й половины 6 вв., которое стремилось гармонизировать догматическое определение IV Вселенского (Халкидонского) собора собора и богословие святителя Кирилла Александрийского, одобренное III Вселенским собором. Неохалкидонизм противостоял т. н. монофизитам, не принимавшим халкидонское учение о Христе в двух природах, но отличался от «строгого» халкидонизма, который истолковывал IV Вселенский собор в духе антиохийского богословия как ревизию III Вселенского собора и осуждал принимавшееся святителем Кириллом учение о «единой воплощённой природе Бога Слова». Самым влиятельным представителем неохалкидонизма был святой император Юстиниан I, который сделал его основой своей церковной политики и обеспечил принятие неохалкидонизма V Вселенским собором в 553 г. Для богословов последующего времени (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) неохалкидонизм был уже учением самой Церкви. В современной науке оценка неохалкидонизма зависит от отношения к антиохийской школе богословия, а также от отношения к III и V Вселенским соборам и к святителю Кириллу. Свойственный неохалкидонизму плюрализм богословского выражения православной истины востребован в современном диалоге православных и ориентальных нехалкидонских церквей.