Право на пользование учреждениями культуры
Пра́во на по́льзование учрежде́ниями культу́ры, гарантированная возможность свободного пользования институциональной инфраструктурой государства (музеями, библиотеками, театрами, домами народного творчества, центрами ремёсел и другими учреждениями культуры), создаваемой для обеспечения участия всех заинтересованных лиц в культурной жизни общества.
Международные договоры, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и рекомендательные акты ряда региональных международных организаций (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и др.) признают, закрепляют и защищают право на пользование учреждениями культуры, гарантии реализации которого определяются преимущественно на национальном уровне законодательными и иными нормативными правовыми актами. Сравнение правового опыта зарубежных стран выявляет как общность политических взглядов на гарантированность культурных прав, так и своеобразие подходов в развитии системы учреждений культуры.
В настоящее время в РФ основу реализации конституционного права на пользование учреждениями культуры составляют законодательные акты и иные документы [Конституция РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Основы государственной культурной политики, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.], системное единство которых гарантирует доступность культурных ценностей и беспрепятственное пользование культурными благами.
Право на пользование учреждениями культуры является необходимым условием для обеспечения доступа каждого человека к культурным ценностям и, следовательно, неотъемлемой частью общего понятия права на участие в культурной жизни. Пользование благами, составляющими культурное наследие, невозможно без фактического доступа к ним, отсутствие или недостаточное обеспечение которого в целом препятствует осуществлению людьми своей культурной деятельности. А индивидуальные или коллективные субъекты, активно использующие право на участие в культурной жизни, имеют реальную возможность своими действиями оказывать влияние на формирование и функционирование системы учреждений культуры.
Определение содержания права на пользование учреждениями культуры, установление условий гарантий обеспечения и проведение оценки состояния его реализации в немалой степени осложняются недостаточной ясностью в теоретической и практической плоскости такого понятия, как «пользование», и перечня учреждений, работа которых имеет важнейшее значение для культурного развития общества.
Пользование учреждениями культуры включает совершение лицом активных действий в процессе приобщения к культурным ценностям, в результате которых лицо не только приобретает знание о них, извлекая для себя выгоды нематериального и материального характера, но и получает возможности прямого участия в создании культурных благ.
Под учреждениями культуры следует понимать в широком смысле, независимо от организационно-правовой формы юридического лица, любые постоянно действующие государственные, муниципальные или частные организации, создаваемые для сохранения и распространения культурных ценностей. Важно отметить, что каждая такая организация либо учреждается напрямую уполномоченными органами государственной власти, либо контролируется ими, поскольку учреждения культуры, с учётом своей социальной значимости и стратегической роли, могут рассматриваться и в качестве элементов механизма государства. Вместе с тем участие государства не ограничивается формальным контролем, более того – предполагает оказание таким учреждениям всемерной поддержки (материальной, организационной, методической, информационной), поскольку учреждения культуры могут являться одновременно как объектом наследия, так и инструментом его бережного сохранения, обогащения и популяризации.
Видовая классификация учреждений культуры проводится по различным критериям (направлениям деятельности, формам собственности, типу организации, территориальному охвату и др.).
Деятельность учреждений культуры значима не только самой возможностью получения людьми доступа к культурным ценностям и пользования ими, но и их исключительной ролью в сотворении, сохранении и преемственности культурного наследия.
Разработка и применение государственных стандартов качества обслуживания населения учреждениями культуры является одним из направлений деятельности органов государственности власти, ответственных за создание комфортных условий для пользования такими учреждениями. Безусловно, потребности людей в услугах учреждений культуры зависят от их интеллектуального и общекультурного уровней развития, эстетического восприятия, исторической просвещённости и ряда других особенностей личностного характера. Свою актуальность и сегодня сохраняют вопросы допустимости и необходимости прогнозирования и управления потребностями, которые во многом и определяют предложение услуг учреждениями культуры, признавая при этом широкие возможности государства прямо или косвенно влиять на формирование таких потребностей.
Возможность свободного пользования учреждениями культуры должна рассматриваться в объективных границах человеческой деятельности и её регулирования (недопущение вреда материальным культурным ценностям и целенаправленного искажения ценностей духовных, учёт статуса и режимной специфики работы отдельных учреждений, нормативно установленные временные ограничения пользования и т. д.).
В числе гарантий реализации права на пользование учреждениями культуры следует отдельно выделить задачу обеспечения безопасности эксплуатации соответствующих учреждений в заботе о физическом благополучии человека, а также безопасности как состояния защищённости его психического здоровья, исходя из представлений о культурных ценностях в положительном аспекте их понимания. Если необходимость поддержания и обновления материальной и технической базы учреждений культуры не вызывает каких-либо сомнений, то обсуждение вопросов созидательного или деструктивного воздействия, оказываемого услугами, предоставляемыми учреждениями, как правило, вызывает споры в кругу деятелей культуры, науки и представителей общественности.
Внешняя форма реализации права на пользование учреждениями культуры и его внутреннее содержание меняются в зависимости от приоритетов направления культурной политики государства, социальной структуры общества, политического режима и роли идеологического компонента в его поддержании и от реальных экономических возможностей, с учётом материальной составляющей учреждений культуры.