Поведение, ориентированное на контроль
Поведе́ние, ориенти́рованное на контро́ль, принцип распределения внимания и усилий сотрудников компании между задачами, когда приоритетными становятся лишь те из них, качество выполнения которых контролируется извне. Именно на них сосредоточиваются главные усилия исполнителей, тогда как остальным задачам должного внимания не уделяется.
Контроль является одной из традиционно выделяемых функций менеджмента и, наряду с планированием, организацией, мотивацией и координацией, представляет собой проверку и анализ хода выполнения работ, сопоставление его с заданными параметрами (планом), выявление отклонений, определение причин этих отклонений, их оценку и выводы.
При этом в любой системе контроля поощряется именно недопущение отклонения от заданного курса, т. е. важно выполнение поставленной цели, а не наказание за допущенные и выявленные ошибки.
Опасность поведения, ориентированного на контроль, для организации
Основная опасность ситуации, в которой сотрудники начинают демонстрировать поведение, ориентированное на контроль, заключается в постепенном расхождении оцениваемого (контролируемого) образа организации и реального положения дел в компании. Неграмотная система контроля в совокупности с поведением, ориентированным на контроль, показывает практически идеальные результаты по оцениваемым параметрам, однако не отражает потенциально низкое качество в неоцениваемых областях. Таким образом, краткосрочные цели организации будут достигнуты, тогда как долгосрочные, требующие более разносторонней и полноценной работы сотрудников, будут достигаться не так эффективно. Кроме того, поведение, ориентированное на контроль, деструктивно и с точки зрения целеполагания, поскольку в этом случае специалист скорее будет ставить заведомо более легкодостижимую цель, чем ту, ради которой он действовал бы более творчески, но которой при этом было бы труднее достичь. Следовательно, руководство компании будет получать некачественную информацию, которая будет препятствовать выработке наиболее эффективного управленческого решения.
Способы решения проблемы
Потенциальным решением проблемы поведения, ориентированного на контроль, могло бы стать создание условий для выработки самоконтроля персонала – ситуации, в которой сотрудник, выполняющий задачу, контролирует ход её выполнения, сроки, затрачиваемые ресурсы и оценивает впоследствии свои результаты. Такой метод позволяет устранить проблему взаимодействия специалистов и менеджеров-контролёров и склонность первых выполнять лишь действия, попадающие в поле внимания вторых. Однако демонстрировать преобладание самоконтроля над внешним контролем способны в основном сотрудники со следующими характеристиками: экстраверсия, стремление получить обратную связь, способность брать на себя ответственность и наличие внутреннего локуса контроля. Таких работников следует выявлять и давать им бо́льшую свободу действий в организации.
Остальным сотрудникам потребуется либо выработать соответствующие компетенции, где самоконтроль за выполнением задачи будет постепенно вытеснять внешний, либо продолжить выполнять задачи, поставленные менеджерами, под пристальным вниманием последних.