Политический прагматизм
Полити́ческий прагмати́зм, подход к осуществлению политической деятельности, выбору целей и средств реализации политического курса, который характеризуется доминирующей ориентацией на достижение практического результата, готовностью к признанию интересов оппонентов, придерживающихся иных идеологических и ценностных установок, и компромиссам с ними, инкрементализмом, признанием сложности объекта политики, гибкостью и адаптивностью к постоянно изменяющимся условиям, создающим неопределённость. Политический прагматизм подразумевает выбор таких целей, которые могут быть достигнуты, даже если они являются ограниченными и не приводят к полному и быстрому устранению реальных общественных проблем, и таких средств, которые повышают вероятность достижения целей.
В этом смысле данное понятие может быть взаимозаменяемо с понятиями «прагматизм в политике», «прагматичная политика» с уточнением сферы реализации (например, во внешней политике государства). При определённом сходстве, имеющем эпистемологический характер, следует различать прагматизм в политике как практике и прагматизм как подход в нормативной политической теории и социальных науках, опирающийся на идеи У. Джеймса, Дж. Дьюи, Р. Рорти, Х. У. Патнэма и ряда других авторов. В последнем случае в качестве идеала определяется такое устройство общества, которое позволяет индивидам добиваться и собственных, и общих целей, взаимовыгодно взаимодействуя друг с другом, совместно решая возникающие проблемы.
Применительно к внутренней политике прагматизм выражается в готовности идти на компромиссы с оппонентами, представляющими иные части партийно-политического спектра, даже за счёт отхода от декларируемых политических принципов и ценностей и использовать нетипичные для своей части партийно-политического спектра средства, способствующие эффективному решению конкретных общественных проблем.
Применительно к внешней политике государств и межгосударственных объединений прагматизм выражается в полном или частичном отказе от опирающихся на идеологические или ценностные предпочтения радикальных целей социально-политического и экономического переустройства мира или отдельных государств, например, в форме «мировой пролетарской революции», «продвижения демократии» и использование социальной инженерии, установление внешнего контроля в ходе «гуманитарных интервенций», переход к радикальным реформам, успешное проведение которых обусловливает членство в соглашениях и межгосударственных объединениях.
Классическим примером прагматизма в годы «холодной войны» можно считать некоторые элементы политических курсов СССР и США, а также ряда стран Западной Европы в 1970-х гг., нацеленные на снижение напряжённости в двусторонних отношениях и ограничение гонки ядерных вооружений, способствовавшие расширению экономических, научных и культурных связей и завершившиеся подписанием как двусторонних [Договор между ФРГ и СССР (Московский договор) от 12 августа 1970, Временное соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений от 26 мая 1972 (ОСВ-1) и др.], так и многосторонних соглашений, в числе которых Хельсинкские соглашения 1975 г.
В 2000-х гг. в официальных заявлениях государственных деятелей США, государств – членов Европейского союза и представителей международных организаций понятие может употребляться с дополнением «с принципами» (англ. principled pragmatism). «Прагматизм с принципами» подразумевает поиск баланса между политикой, декларирующей необходимость соответствия моральным ориентирам, например в области соблюдения прав человека, и эффективным разрешением кризисных ситуаций, что предполагает взаимодействие с государствами – конкурентами США и ЕС, а также отказ от поддержки нереалистичных программ и целей, не учитывающих местные или отраслевые особенности (Ban Ki-moon. 2007; Clinton. 2009).
В заявлениях государственных деятелей и официальных документах в России в 2000-х гг. понятие взаимозаменяемо с понятием «прагматичность». Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» определил прагматизм, наряду с открытостью и многовекторностью, в качестве основы внешнеполитического курса для обеспечения национальных интересов, в числе которых обозначены, например, «создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития Российской Федерации, модернизация её экономики, укрепление позиций России как равноправного партнёра на мировых рынках» и т. п., что предполагало, в частности, взаимодействие с государствами и организациями, в отношениях с которыми наблюдались некоторые проблемы. Выступая на пленарном заседании IX Санкт-Петербургского международного культурного форума – «Форума объединённых культур» – 17 ноября 2023 г., президент Российской Федерации В. В. Путин заявил: «Нам всегда не хватает прагматичности. Надо не стесняться брать всё самое лучшее, что есть, где бы то ни было – на Востоке, на Западе, на Севере, на Юге. При этом никогда нельзя забывать своих собственных корней, опираться на традиции – и так, прагматично действуя, добиваться максимального результата для себя самих» (Пленарное заседание Форума объединённых культур. 2023).