Политехническое образование
Политехни́ческое образова́ние (политехнизм; от поли... и греч. τέχνη – искусство, наука), общетехнический принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов.
Политехнизм стал возможен благодаря появлению крупной промышленности, основу которой составляет применение машин. Соединение политехнического образования с производительным трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания в эпоху социализма и главным средством формирования всесторонне развитых людей. В советской педагогике политехническое образование трактовалось как важнейшее направление коммунистического воспитания и всестороннего гармоничного развития личности. Осуществлялось соединение социально-экономической обусловленности политехнического образования с педагогическим взглядом на проблему – адаптацией политехнизма в соответствии с психолого-педагогическими основами системы общего среднего образования.
В 1920-е гг. в СССР политехнизм образования как один из руководящих принципов практической реализации идеи трудовой школы, определяющий цели, содержание и формы обучения, получил развитие в работах В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Е. Гайсиновича, А. Г. Калашникова, П. Я. Панкевича и М. М. Пистрака. Осуществлялись ознакомление учащихся в теории и на практике с основными принципами современного машинного производства; формирование трудовых умений и навыков учащихся в результате непосредственного их включения в производство. Политехническое образование являлось фундаментом последующей профессиональной подготовки.
В 1930–1940-е гг. широко использовались отдельные направления политехнического образования. Осуществлялось овладение школьниками комплексом политехнических знаний, связанных с научными основами современного производства, в процессе изучения общеобразовательных дисциплин; в многообразной внеурочной деятельности учащихся политехнической направленности в различных технических и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях; в общественно полезном труде политехнической направленности. Политехнические знания продуктивно применялись при подготовке к службе в армии в системе допризывной подготовки. Осуществлялся «политехнический всеобуч» населения всеми возможными для данного времени средствами СМИ (печать, кино, радио, телевидение).
В 1950–1960-е гг. политехническое образование включало:
ознакомление учащихся в теории и на практике с научно-техническими основами современного производства, которые обеспечивали развитие политехнического кругозора и содействовали формированию у учащихся научно обоснованной технологической картины мира;
интеграцию предметов общего среднего образования на политехнической основе; организацию научно-технического творчества;
развитие у учащихся инвариантных трудовых умений и навыков;
формирование готовности школьников к дальнейшему профессиональному обучению по перспективным специальностям, базирующимся на достижениях научно-технического прогресса.
В 1970–1980-е гг. трактовка политехнического образования была существенно расширена: ведущими стали образовательно-политехнический (П. Р. Атутов, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин, П. И. Ставский) и предпрофессионально-политехнический (В. Г. Зубов, К. А. Иванович, С. М. Шабалов, С. Г. Шаповаленко, А. А. Шибанов, Д. А. Эпштейн) подходы.
Осуществлялась постоянная модернизация трактовки целей, форм и способов осуществления политехнического образования в зависимости от тенденций развития науки, промышленности и в целом социально-экономической ситуации в стране. Содержание политехнического образования рассматривалось как результат обучения, обеспечивающий овладение школьниками системой знаний о научных основах современного производства, приобретение навыков обращения с орудиями труда, формирование и развитие технических способностей, творческого отношения к труду. Труд, связанный с обучением, приобретал осмысленность и обогащался политехническим, интеллектуальным содержанием. А обучение, связанное с трудом, придавало знаниям жизненность, конкретность, глубину и действенность.
Было организовано целенаправленное участие школьников в общественно-трудовой деятельности в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха.
Развитие отечественной научной школы политехнического образования способствовало достижению страной передовых позиций в мире (Занаев. 2021).
В современных условиях политехническое образование рассматривается как процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимися общей технологической культуры (общих способов технологического преобразования действительности). Технологическая преобразовательная деятельность связана с особенностями современного типа организации труда, основанного на применении научных знаний в качестве средства деятельности.
Содержание политехнического образования включает принципы технологического преобразования действительности (как составляющие общей технологической культуры). Цель – развитие у учащихся способностей, позволяющих им не только адаптироваться в новых технологических условиях, но и активно участвовать в преобразовании действительности. Основные задачи технологического образования школьников: формирование представлений о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере, способах получения и преобразования материалов, энергии, информации о социально-техническом проектировании окружающей среды; развитие технологического системного способа мышления учащихся, ориентированного на синтез различных знаний; воспитание технологической культуры, способности к критическому восприятию, всесторонней оценке созданных проектов, продуктов труда с учётом их социальных, экологических, экономических, эстетических характеристик.
На современном этапе политехническое образование осуществляется в практико-ориентированной области знаний «Технология», знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и способствующей их профессиональной ориентации.
Потенциал политехнического образования усиливается в условиях цифрового общества, связанного с внедрением новых технологий, искусственного интеллекта, компьютеризацией и автоматизацией сфер производства, когда предъявляются всё более высокие требования к личностной и профессиональной компетентности молодёжи, её цифровой и функциональной грамотности, социальной мобильности.