Квочур Анатолий Николаевич
Кво́чур Анато́лий Никола́евич (род. 16.4.1952, село Мазуровка Могилёв-Подольского района Винницкой области Украинской ССР, ныне Украина), советский и российский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), полковник, Герой Российской Федерации (1992).
Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. М. Комарова (1973), Школу лётчиков-испытателей (1978, Жуковский), Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (МАИ, 1981), Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (1999).
В 1973–1977 гг. служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, был командиром звена в авиационном полку 125-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков.
В июле 1977 г. уволился в запас в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-испытательном институте (ЛИИ Минавиапрома СССР, ныне Лётно-исследовательский институт имени М. А. Громова). В 1978–1981 гг. работал лётчиком-испытателем на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (ныне Комсомольский-на Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ); испытывал серийные самолёты Су-17 и их модификации. В 1981 г. перешёл на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А. И. Микояна (испытывал самолёты МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-29К и их модификации). Провёл испытания истребителей-перехватчиков МиГ-31, обычного и палубного вариантов истребителя МиГ-29, авиационных ракет разных классов и др. В 1988 г. впервые продемонстрировал лёгкий истребитель МиГ-29 в ходе работы Международного авиасалона в Фарнборо (Англия, Великобритания). В 1990 г. на МиГ-29К выполнил первую посадку и взлёт на авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ночное время.
В 1988 г. на Международном авиационном салоне в Фарнборо впервые продемонстрировал иностранным зрителям фигуру высшего пилотажа Колокол. Дважды был вынужден катапультироваться в аварийных ситуациях, получал травмы позвоночника (8 июня 1989 во время демонстрации самолёта МиГ-29 на Международном авиасалоне в Ле-Бурже, Франция; 1 августа 1990 на аэродроме Саки в Крыму).
С 1991 г. работает в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ) имени М. М. Громова.
Создал и возглавил пилотажную группу «Лётчики-испытатели» (1992, с 1996 Пилотажно-исследовательский центр) для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления манёвренных самолётов, по применению спутниковой радионавигации, выполнению дозаправки в воздухе в сверхдальних беспосадочных перелётах, освоению приёмов сверхманёвренности, а также по медицине. Участвовал в испытаниях на штурмовиках Су-25 устройств выпуска дымовых составов, демонстрирующих в полёте цвета российского флага.
В 1995 г. на одноместном истребителе Су-27 выполнил полёты с дозаправками в воздухе из Москвы в Австралию и обратно; в 1999 г. – из Москвы до Северного полюса и обратно.
Обладатель ряда патентов на изобретения. Разработал новые способы и устройства для выполнения дозаправки самолёта топливом в полёте (в том числе «Устройство визуального контроля пространственного положения и скорости заправляемого самолёта при дозаправке топливом в полёте», 1996; «Система заправки самолёта топливом в полёте», 1998), модернизированную кабину истребителя и др.
В 1998 г. зарубежные авиационные обозреватели включили Квочура в список 10 ведущих лётчиков-испытателей мира.
Установил 11 мировых рекордов на Су-27 (2 из них – в ходе работы Международного авиакосмического салона 2005, г. Жуковский). С 2005 г. первый заместитель начальника ЛИИ по лётным испытаниям, главный конструктор Пилотажно-исследовательского центра.
В 2006 г. на 2-местном истребителе Су-30 (в паре с С. В. Коростиевым) совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (о. Чкалова) – Москва (дальность перелёта 12417 км, продолжительность 12 ч 59 мин, выполнены 4 дозаправки в воздухе).
Освоил около 90 типов летательных аппаратов (с модификациями). В основном это самолёты-истребители, в том числе 9 самолётов стран НАТО. В совершенстве овладел исполнением многих фигур высшего пилотажа. Налетал свыше 5000 ч.
Подготовил ряд высокопрофессиональных лётчиков-испытателей, семеро из них удостоены звания Героя Российской Федерации.
Избран членом Общественной палаты г. Жуковский, членом Общественной палаты Московской области.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1988), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998).