Скорость летательного аппарата
Ско́рость лета́тельного аппара́та, скорость движения летательного аппарата (его центра масс) относительно воздушной среды, не возмущённой самим летательным аппаратом. Использование ранее применявшегося термина «воздушная скорость» вместо термина «скорость» не рекомендуется. Применительно к решаемым задачам, областям применения и т. п. в авиации введён ряд различных определений скорости.
В зависимости от соотношения скорости набегающего потока и скорости звука в данных условиях выделяют дозвуковую скорость, околозвуковую скорость, сверхзвуковую скорость и гиперзвуковую скорость. Диапазон возможных и допустимых в эксплуатации скоростей полёта ограничен сверху и снизу максимальной скоростью, эволютивной скоростью, минимальной скоростью. При рассмотрении лётно-технических характеристик летательного аппарата используют понятия вертикальная скорость, экономическая скорость и др.
С точки зрения обеспечения безопасности полётов введены понятие безопасной скорости взлёта и т. п. Существуют понятия скорости, отражающие момент или этап полёта, например скорость отрыва, посадочная скорость. При решении задач навигации важное значение имеют земная скорость, путевая скорость, в которых дополнительно учитывается скорость движения воздуха относительно Земли.
Для обеспечения регулярности полётов гражданских летательных аппаратов существенно значение технической скорости. При описании критических режимов летательного аппарата вводят свои характерные скорости. При измерении скорости летательного аппарата посредством установленных на его борту приёмников воздушных давлений различают индикаторную скорость, приборную скорость и истинную скорость, различающиеся поправками на сжимаемость воздуха, его плотность и др. Истинная скорость используется при определении характеристик летательного аппарата, а приборная и индикаторная – главным образом при задании требований к выполнению полёта.