Поливанов Лев Иванович
Полива́нов Лев Ива́нович [27.2(11.3).1838, село Загарино Сергачского уезда Нижегородской губернии, ныне деревня Загарино Краснооктябрьского района Нижегородской области – 11(23).2.1899, Москва], российский педагог, литературовед, филолог, основатель частной гимназии.
Родом из дворян. Отец – Иван Гаврилович (1799–1868), поручик артиллерии, участник русско-турецкой войны 1828–1829 гг. и автор воспоминаний о ней (фрагмент «Из записок Ивана Гавриловича Поливанова» напечатан в журнале «Русский архив»,1877, вып. 9). Мать – Прасковья Васильевна, урождённая Демидова, правнучка П. А. Демидова.
Учился в 1-й и 4-й гимназиях Москвы (1848–1856). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1861). Своим главным наставником считал профессора университета Ф. И. Буслаева.
Педагогическую деятельность начал преподавателем русской словесности в женском Мариинско-Ермоловском училище (1862–1866), преподавал в 4-й московской гимназии (1864–1875). В 1868 г. открыл в Москве частную мужскую гимназию, которую возглавлял до конца жизни (получила известность как Поливановская). В своей гимназии также преподавал латынь, русский язык и русскую словесность, логику.
Программа обучения в гимназии была рассчитана на 9 лет. Изучались: русский язык, древнерусская литература, история русской литературы; французский, немецкий, греческий языки, а также латынь; теория литературы, история античной литературы, зарубежная литература, риторика, фольклористика, стилистика; Закон Божий, русская и всеобщая история, география; арифметика, начала высшей математики, физика и др. Весь период обучения гимназисты посещали уроки рисования и гимнастики. По некоторым дисциплинам читались факультативные курсы, например по теории и истории искусств. Обучение велось по специально написанным и одобренным Министерством народного просвещения программам и учебникам, в том числе по учебникам Поливанова. Особое внимание уделялось изучению русской и зарубежной литературы и языков. В гимназии царил культ литературы и искусства. Особенно почитался А. С. Пушкин, проводились пушкинские вечера, на которых Поливанов, будучи видным пушкинистом 2-й половины 19 в., сам вдохновенно читал стихи поэта. Считал, что внеклассная работа обладает большим воспитательным потенциалом, способствует личностному развитию учащихся и раскрытию их творческих способностей. В его гимназии проходили литературные и творческие вечера, дискуссии, гимназисты посещали открытые лекции в Московском университете, Поливанов организовал шекспировский кружок, члены которого изучали и ставили произведения английского драматурга, некоторые впервые в России, и др.
Количество учащихся в гимназии не превышало 200 человек, обучение было платным. Обучались дети аристократов, крупных коммерсантов, профессоров: старший сын Л. Н. Толстого, сыновья светил медицины Ф. Ф. Эрисмана и В. Ф. Снегирёва, зоолога С. А. Усова и др. Среди выпускников гимназии – биолог А. Н. Северцов, государственные деятели Г. Е. Львов и В. Н. Львов, поэты В. Я. Брюсов и Андрей Белый, шахматист А. А. Алехин.
Гимназия поддерживала тесные связи со своими выпускниками: было создано Общество бывших воспитанников Поливановской гимназии, устраивались традиционные встречи выпускников («субботники»), многие бывшие воспитанники продолжали посещать шекспировский кружок и участвовать в спектаклях, некоторые возвращались в гимназию в качестве учителей (философ Л. М. Лопатин, историк Ю. В. Готье). Большинство выпускников сохранили тёплые воспоминания о гимназии и её директоре. Н. И. Позняков написал дилогию «Гимназисты», состоящую из двух повестей – «Товарищ» и «Рыцари», – содержание которых во многом навеяно воспоминаниями автора о годах учёбы в гимназии. А. Белый посвятил Л. И. Поливанову главу в книге «На рубеже двух столетий».
Поливанов – автор известных и многократно переиздававшихся школьных хрестоматий и учебников русского языка. Широкую известность ему принесли учебники по русской грамматике и этимологии русского языка, книги для чтения в народных училищах и особенно три тома его пособия «Русская хрестоматия», адресованные учащимся I–II классов (1870), III–IV классов (1875) и V–VIII классов средних учебных заведений (1878). В предисловиях к хрестоматиям Поливанов излагал свои взгляды на цели и методику объяснительного чтения в младших и средних классах. Он относил себя к методистам-филологам логико-стилистического направления, а потому главной целью изучения литературы в школе считал развитие у учащихся логического мышления и литературной речи. Сторонник исторического принципа в преподавании русской словесности. В свои хрестоматии помещал тексты, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения анализа их языка и стиля. Считал своей главной задачей научить юных читателей разбираться в логике соединения слов и предложений в единое художественное целое. В основу методики анализа текста положил изучение композиции и плана произведения, анализ его языковых особенностей. При этом предпочитал анализ небольших произведений или цельных фрагментов, неизменно увязывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем. По словам А. Белого, его воспитанники «получали вкус к стилю фразы». Третий том хрестоматии Поливанова, адресованный учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии. Его третье издание – «Методическая русская хрестоматия» (1883) – получило высокую оценку критиков, удостоено малой премии императора Петра Великого (учреждена учёным комитетом Министерства народного просвещения и Государственным советом в 1873 «за лучшие учебные руководства и пособия для средних и низших учебных заведений и за книги для народного чтения»).
Поливанов – действительный член Общества любителей российской словесности (1877), автор литературоведческих работ. Подготовил комментированное издание сочинений Пушкина в 5 томах (1887, «Сочинения А. С. Пушкина с объяснениями их и сводом отзывов критики» под редакцией Л. И. Поливанова). За эту работу награждён большой премией императора Петра Великого. В 1880 г. член комиссии, учреждённой для открытия памятника А. С. Пушкину в Москве и один из главных устроителей торжеств при открытии памятника, а также Пушкинской выставки; под его редакцией вышел Альбом Пушкинской выставки (1882, 1887). Поливанов также подготовил издания трудов Г. Р. Державина (1884, «Избранные сочинения Г. Р. Державина») и Н. М. Карамзина (1884, «Избранные сочинения Н. М. Карамзина»), которые предваряли обстоятельные вступительные статьи. В книге «Жуковский и его произведения» (1883, опубликована под псевдонимом П. Загарин) глубоко проанализировал творчество писателя, доступно и увлекательно рассказал о личности поэта. Он перевёл и подготовил к изданию на русском языке произведения Мольера, Расина, Корнеля.
Поливанов был женат на Марии Александровне Локкенберг. В семье было пять детей. Имел также внебрачных сыновей от Валентины Петровны Кобылинской – Л. Л. Кобылинский (литературный псевдоним Эллис) и С. Л. Кобылинский стали известными литераторами.
Л. И. Поливанов похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве. Надгробие в древнерусском стиле сооружено на средства педагогов Поливановской гимназии по проекту архитектора С. У. Соловьёва.