Пако Рабан
Па́ко Раба́н (Paco Rabanne; настоящие имя и фамилия Франсиско Рабанеда-и-Куэрво, Francisco Rabaneda y Cuervo) (18.2.1934, Пасахес, провинция Гипускоа, Страна Басков, Испания – 3.2.2023, Порсаль, департамент Финистер, Бретань, Франция), испанский дизайнер одежды.
Мать дизайнера работала старшей швеёй в модном доме К. Баленсиаги, гибель мужа в 1939 г. в ходе Гражданской войны вынудила её вместе с сыном эмигрировать во Францию и поселиться в Париже. Между 1951 и 1963 гг. Пако Рабан учился на архитектурном факультете в парижской Школе изящных искусств. В этот же период начал создавать аксессуары и бижутерию, преимущественно из пластмассы, которые поставлял модным домам Н. Риччи, Баленсиаги, П. Кардена, М. Руфф, Ф. Вене, Ю. де Живанши, А. Куррежа. В 1955–1963 гг. работал над дизайном сумок для производителя кожаной галантереи Roger Model и обуви для Ш. Журдана. В 1959 г. журнал Women’s Wear Daily опубликовал несколько модных эскизов дизайнера.
В 1965 г. Пако Рабан создал из родоида коллекцию украшений насыщенного колорита «Pacotilles» (с франц.; буквально – барахло). В 1966 г. он открыл дом моды Paco Rabanne и представил первую коллекцию «Манифест: 12 платьев из современных материалов, которые нельзя носить»: платья и аксессуары были сделаны из гибких пластмассовых дисков и пластин ярких цветов, скреплённых проволокой. Коллекция шокировала публику и стала одним из самых запоминающихся модных манифестов 1960-х гг., а галеристка И. Клерт экспонировала в 1966 г. одежду авторства Пако Рабана наравне с произведениями современных художников. В том же году танцовщицы кабаре «Крейзи Хорс» (Crazy Horse) показали пляжную коллекцию, выполненную из мелких родоидных чешуек.
В 1967 г. Пако Рабан увлёкся экспериментами с металлом, за что получил от Коко Шанель прозвище «металлург» (Galante P. Les années Chanel. [Paris]. 1972. P. 268). Созданное им платье, полностью состоявшее из металлических пластин, скреплённых кольцами, напоминало кольчугу, а манекенщицы в платьях из металла и кожи вызывали сравнения с валькириями и спартанками. Модель демонстрирует мини-платье из алюминиевых дисков модного дома Paco Rabanne. Дизайнер Пако Рабан. 1968.Такой дизайн соответствовал настроению эпохи, предлагая женщинам, участницам второй волны феминизма, своего рода доспехи для борьбы за свои права. Эротический эффект металлических нарядов модельера удалось передать фотографу Ж. Клеммеру в серии «Nues» (1969). В 1967 г. Пако Рабан также придумал короткие платья из бумаги, среди его других изобретений – технология работы с пластиком Giffo (запатентована в 1968), сумка «Le 69» из металлических дисков (1969), платья из пуговиц (1970) и компакт-дисков (1988). Использование непривычных для модной индустрии материалов (люминесцентные ткани, оптическое волокно, плексиглас, алюминий) и конструирование моделей одежды из пластин и дисков, соединённых металлическими кольцами вместо нитей, стали характерными особенностями коллекций Пако Рабана.
Модель женской одежды. Дизайнер Пако Рабан. Коллекция осень/зима 2020. Он также стал первым европейским дизайнером, пригласившим к участию в показе мод чернокожую модель (1964). Женская коллекция «Rob’auto» (1969) была специально предназначена для вождения автомобиля.
Авангардная провокационная одежда Пако Рабана стала неотъемлемой частью культуры 1960-х – 1970-х гг., обращённой к покорению космоса, научно-фантастическим темам и будущему в целом. Для фильма «Барбарелла» (1968, режиссёр Р. Вадим) он создал костюмы главной героини (Дж. Фонда) – культового женского образа «космической эпохи». Также дизайнер работал над костюмами к фильмам «Искатели приключений» (1967, режиссёр Р. Энрико) и «Двое в пути» (1967, режиссёр С. Донен, в главной роли О. Хепбёрн). В клипе на композицию «Contact» (1967, музыка и слова С. Генсбура) исполняющая её Б. Бардо появилась в металлическом костюме и шлеме работы Пако Рабана. Его платья носили Ф. Арди (платье из золотых пластин, инкрустированных бриллиантами, 1968), Дж. Биркин.
В 1970-е гг. в коллекциях Пако Рабана появились деним, вельвет, джерси, опутанные тонкой металлической сеткой. Он также работал над мужскими (1976–1989) и женскими (1990–1998) коллекциями прет-а-порте.
В 1969 г. вышел первый женский аромат «Calandre» (c франц.; буквально – радиаторная решётка); в 1973 г. – мужской аромат «Pacco Rabanne pour Homme».
В 1986 г. модный дом был куплен компанией Puig, в 1999 г. дизайнер прекратил работу над коллекциями от-кутюр и постепенно прекратил выпуск коллекций прет-а-порте.
Золотая медаль «За вклад в искусство Испании» (2001). Кавалер ордена Почётного легиона (2010).