Опорный туристско-рекреационный каркас территории
Опо́рный тури́стско-рекреацио́нный карка́с террито́рии, совокупность туристско-рекреационных центров и связывающих их транспортных путей (железных и автомобильных дорог, водных артерий и др.) в конкретном регионе. Опорный туристско-рекреационный каркас (ОТРК) представляет собой объективно существующие и взаимосвязанные в пространстве элементы и определяет пространственные параметры территориальной туристско-рекреационной системы, являясь её линейно-узловой структурой. Вместе с тем ОТРК может использоваться как метод исследования пространственной организации туристско-рекреационной деятельности, отражая геосистемный подход к изучению туристского пространства.
Становление и развитие понятия
ОТРК как научная категория, относящаяся к рекреационной географии, сформировалась на научно-методологических основах экономической и социальной географии. В отечественной экономической географии представления об «опорном каркасе» появились в середине 20 в. в работах Н. Н. Баранского, который определил: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть – это каркас, это остов, на котором всё держится, остов, который формирует территорию, придаёт ей определённую конфигурацию» (Баранский. 1956. С. 168). Данное базовое понятие получило дальнейшее развитие в трудах Н. Н. Колосовского, Ю. Г. Саушкина, Б. С. Хорева, Г. М. Лаппо, И. М. Маергойза и др. По мнению Лаппо, опорный каркас «представляет собой сочетание главных фокусов (центров) хозяйственной, социальной и культурной жизни страны, а также соединяющих их социально-экономических линий» (Лаппо. 1983. С. 16). В дальнейшем идея опорного каркаса была взята на вооружение многими отраслями географической науки. А. П. Горкин утверждал, что опорный каркас расселения – «это географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации» (Социально-экономическая география. 2013. С. 166). Теоретическое осмысление идеи опорного каркаса с позиций системно-структурного подхода принадлежит Маергойзу, который в территориальных социально-экономических системах выявил территориальную структуру хозяйства как «совокупность его определённым образом взаиморасположенных и сочленённых элементов» (Маергойз. 1976. С. 11). Была высказана мысль о триединой территориальной структуре, где наряду с территориально-отраслевой и территориально-функциональной выделялась и линейно-узловая структура, фактически отражающая опорный каркас. Таким образом, системно-структурный подход, ставший предвестником геосистемной парадигмы в социально-экономической географии, дал возможность объединить традиционные «каркасные» представления и геосистемные категории в рамках единой методологической базы. Это позволило концептуально обогатить пространственный анализ различных видов деятельности и сформировать целостный взгляд на освоение географического пространства, составной частью которого является туристское пространство. Развитие понятийного аппарата рекреационной географии в контексте геосистемной парадигмы привело к появлению категории ОТРК, что способствовало решению теоретических и прикладных задач в сфере туризма. С позиций геосистемного подхода, ОТРК представляет собой линейно-узловую структуру соответствующей территориальной туристско-рекреационной системы и является её неотъемлемой частью. Вместе с тем ОТРК может рассматриваться как самостоятельное пространственное образование, обеспечивающее «связность и целостность туристского пространства, а также достижение целевых индикаторов социально ориентированного пространственного развития» (Александрова. 2019. С. 116). С этой точки зрения ОТРК является отдельным предметом изучения рекреационной географии.
Состав опорного туристско-рекреационного каркаса
В основе всех частных «каркасных» категорий лежит классическое представление Баранского об опорном каркасе «города плюс дорожная сеть», но с определёнными уточнениями: при указании узловых элементов (городов или иных населённых пунктов) учитываются не только их пространственная локализация и экономические параметры (численность населения, специализация хозяйства и т. д.), но и особые «профильные» характеристики (свойства). Узловые элементы ОТРК (города и иные поселения) должны характеризоваться наличием туристско-рекреационных ресурсов, туристской инфраструктуры, устойчивым туристским потоком и др. В данном случае, узловые элементы ОТРК, независимо от их масштаба, могут называться туристско-рекреационными центрами, что распространяется не только на населённые пункты, но и на обустроенные локальные территории, обеспечивающие пребывание туристов.
Линейные элементы ОТРК представлены транспортными магистралями: железнодорожными путями, автомобильными дорогами, водными артериями и т. д. К современным линейным элементам можно отнести воздушные пути – авиалинии, соединяющие узловые элементы межрегионального и международного уровня. При этом аэропорты «привязывают» линейные элементы в виде воздушных путей к конкретному узловому элементу, что соответствует критериям каркаса.
Масштаб и конкретные характеристики узловых и линейных элементов ОТРК зависят от уровня иерархии: международного, национального, межрегионального, регионального, локального или местного. На международном (глобальном) уровне узловые элементы, как правило, представлены туристско-рекреационными центрами мирового значения (столицы государств, международные порты, мировые историко-культурные центры, знаменитые курорты и др.). В качестве узловых элементов международного уровня могут рассматриваться туристские дестинации с высокой концентрацией туристско-рекреационного потенциала, развитой туристской инфраструктурой и большим туристским потоком. Линейными элементами в данном случае выступают: международные авиалинии, транспортные коридоры, международные транспортные пути, круизные маршруты.
ОТРК национального уровня обеспечивает целостность туристского пространства в пределах всего государства, поэтому его узловыми элементами являются региональные туристско-рекреационные центры и города со столичными функциями, связанные транспортными путями национального значения. В России национальный ОТРК представлен столицей государства г. Москва, городами федерального значения (Санкт-Петербург и Севастополь), центрами субъектов РФ, а также курортами федерального значения и связывающими их федеральными автомобильными трассами, железнодорожными магистралями, авиалиниями. Пространственный анализ ОТРК России является одним из основных направлений научных исследований в рекреационной географии. Д. А. Дирин предлагает в национальном ОТРК выделение в качестве узлов – «главных ареалов туристско-рекреационной деятельности, "стягивающих" на себя большую часть внутреннего турпотока страны и практически весь турпоток из-за рубежа» (Дирин. 2023. С. 55). Новый этап в формировании национального ОТРК связан с развитием скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также с совершенствованием туристской инфраструктуры.
Межрегиональный уровень ОТРК объединяет, как правило, соседние регионы. В качестве узловых элементов выступают центры субъектов РФ, исторические города, санаторно-курортные объекты, туристские базы и другие туристско-рекреационные центры. Их связывают железные дороги, магистральные и региональные автомобильные дороги, водные пути (морские, речные, озёрные и др.), а также внутренние авиалинии. Региональный ОТРК формируется в пределах конкретного субъекта РФ и представляет собой объединённые транспортными путями регионального уровня туристско-рекреационные центры: административный центр субъекта РФ, малые исторические города, рекреационные объекты (санатории, дома отдыха, туристские базы и т. д.), историко-культурные объекты, известные поселения и др. Локальный и местный уровень ОТРК охватывает территорию муниципальных образований (административных районов) и отдельных населённых пунктов. В качестве узловых объектов в данном случае выступают отдельные поселения, обладающие туристско-рекреационными ресурсами и туристской инфраструктурой, музеи, памятники истории и культуры, природные объекты и др. Линейные объекты могут быть представлены дорогами местного значения, водными путями (с использованием маломерных судов и других плавсредств), а также туристскими тропами (пешеходными, велосипедными, конными и др.).
ОТРК как линейно-узловая структура обеспечивает целостность территориальной туристско-рекреационной системы. На базе ОТРК любого иерархического уровня формируются соответствующие территориальные туристско-рекреационные системы, являющиеся основой континуальных, или площадных, образований (туристско-рекреационных районов, регионов и др.).
Свойства опорного туристско-рекреационного каркаса территории
ОТРК, как линейно-узловая структура территориальных туристско-рекреационных систем, характеризуется рядом свойств, отражающих его геосистемную сущность. Главным из них является географичность, т. е. топологическая привязка ОТРК и каждого его элемента к конкретной территории. Это определяет пространственные параметры ОТРК (географические координаты, размеры и т. д.), создаёт основные черты туристского пространства, даёт представление о степени освоенности территории, формирует туристско-рекреационный образ региона, позволяет определить основные направления развития туристско-рекреационной деятельности. Фактически ОТРК определяет географические параметры туристского пространства и находящихся в его пределах форм пространственной организации туризма (туристско-рекреационных кластеров, туристских маршрутов и др.).
Важным свойством ОТРК является его дискретность, т. к. линейно-узловая структура – «решётчатое» образование и не охватывает всё туристское пространство, но является остовом, к которому «крепятся» туристские объекты. Фактически ОТРК как дискретное образование позволяет увидеть сущность туристского пространства в упрощённом виде.
Пространственная конфигурация ОТРК является одним из свойств, влияющих на организацию туристско-рекреационной деятельности. Выделяются различные типы ОТРК: ленточный, или линейный; звёздочно-радиальный; радиально-кольцевой; рассредоточенный, или каскадный (Александрова. 2019. С. 119).
Динамические свойства ОТРК отражают его способность к изменениям, которые можно охарактеризовать понятиями динамического ряда: развитие, эволюция, сдвиги, деформация, трансформация, близкими по значению, но каждое из них несёт особую смысловую нагрузку (Мажар. 2008. С. 49–50). Развитие может быть как прогрессивное, так и регрессивное. Эволюция отражает долговременный, как правило, позитивный процесс изменений ОТРК на протяжении длительного времени. Под сдвигами понимается проявление новых тенденций в территориальной структуре, изменение пропорций и соотношений в рамках сложных пространственных образований. Территориальные сдвиги ОТРК отражают общие тенденции, направленные на изменение пространственных параметров за счёт создания новых узловых и линейных элементов или улучшение качества уже имеющихся элементов. Деформация в основном характеризует изменение пространственных параметров площадных объектов: геометрическую форму, конфигурацию географических границ и другие площадные характеристики. Трансформация наиболее адекватно отражает динамические процессы в ОТРК, связанные с изменением пространственных и функциональных характеристик. Трансформация – регулируемый процесс, позволяющий целенаправленно изменять геосистемы и соответствующее геопространство, для чего могут быть использованы «конкретные условия и факторы в качестве движущих сил структурных изменений» (Мажар. 2008. С. 55). Таким образом, динамические свойства ОТРК позволяют целенаправленно регулировать освоение и развитие туристского пространства. В процессе дальнейшего изучения ОТРК будут выявлены и другие свойства, что позволит лучше понять процессы пространственной организации туристско-рекреационной деятельности.