Новые девианты
Но́вые девиа́нты, индивиды, которые не принимают девиантную идентичность, навязанную им окружающими, и коллективным образом сопротивляются стигматизации. Термин предложен социологом Дж. Китсьюзом.
Согласно теории стигматизации, устойчивые негативные реакции окружающих на нарушение индивидом социальных норм – наклеивание ярлыка девианта – с высокой вероятностью влекут за собой принятие девиантной социальной роли и приспособление к ней, т. н. вторичную девиантность. Понятие «новые девианты» предполагает отход от представления о девиантах как об аутсайдерах и пассивных жертвах стигматизации. Не отрицая того, кем являются, новые девианты заявляют о своей идентичности как о значимой и заслуживающей тех же прав и такого же доступа к институциональным ресурсам, как и идентичность других членов общества (Kitsuse. 1980. P. 8–9).
Активизм новых девиантов Китсьюз обозначает термином «третичная девиантность». Третичной девиантности соответствует каминг-аут – раскрытие своей маскируемой ранее идентичности. Новые девианты оспаривают применение к ним понятия девиантности, определяя это как невежественную и лицемерную общественную реакцию (Kitsuse. 1980. P. 9).
Понятие «новые девианты» сближает исследования девиантности и различных меньшинств, включая расовые, гендерные, возрастные, этнические, религиозные. Примерами новых девиантов являются ВИЧ-активисты, участники движений секс-работников (Jenness. 1990), движений в защиту прав различных ущемлённых групп. В последние десятилетия в области изучения проблематизации и депроблематизации исследователи уделяют всё большее внимание выдвижению требований со стороны новых девиантов, т. е. конструированию ими нарушений их прав как социальной проблемы (Miller. 2003).