Норвегия. Кинематограф
Кинемато́граф Норве́гии, история кинематографа в Королевстве Норвегия.
Первый киносеанс в Норвегии состоялся в 1896 г. в Кристиании (ныне Осло). В 1904 г. открылся первый постоянный кинотеатр (выкупленный управляющим-норвежцем Х. Хермансеном у шведского владельца). В 1906 г. неизвестным шведским фотографом был снят документальный фильм-репортаж «Коронационное путешествие королевской четы из Кристиании в Тронхейм», а в 1907 г. режиссёром Х. Хермансеном – первый норвежский игровой фильм «Опасности рыбацкой жизни, или Драма на море». Второй норвежский игровой фильм («Проклятие нищеты» Х. Н. Роэде) появился только в 1911 г. В 1913 г. принят закон об общественной демонстрации кинематографа, установивший обязательную цензуру для всех отечественных и зарубежных фильмов (в том числе запрещавшую порнографию и насилие на экране).
В 1917 г. в Кристиании создана Национальная ассоциация муниципальных кинотеатров [Kommunale Kinematografers Landsforbund (KKL); в 1998 переименована в Film & Kino], в 1919 г. там же открылась прокатная компания «Муниципальный киноцентр» [Kommunenes Filmcentral (KF); выпуск и прокат фильмов перешёл в ведение муниципалитетов].
В 1920 г. вышла мелодрама «Цыганка Анна» Р. Брейстейна (по роману К. Янсона, другое название – «Анна-подкидыш»), с которой берёт начало национальная традиция экранизаций норвежской литературы. В 1921 г. появилась экранизация романа «Плоды земли» Кнута Гамсуна, (режиссёр Г. Зоммерфельдт), норвежского классика, получившего за эту книгу Нобелевскую премию (1920).
Подъём в кинопроизводстве наметился в 1930-х гг. с выходом первого звукового фильма «Великое крещение» Т. Ибсена (по пьесе О. Бротена, 1931). Среди других экранизаций – «Хорошие люди» Л. Синдинга (1937), «Малыш» Брейстейна (1938), «Славная Марен» К. Хергеля (1940; все – по Бротену). В 1932 г. в Осло создано акционерное общество «Norsk Film A/S», в 1935 г. открывшее крупнейшую в стране студию «Norsk Film» (действовала до 2001). Во время Второй мировой войны и германской оккупации норвежское кинопроизводство подвергалось цензуре (в основном выпускались комедии и еженедельный информационный бюллетень Filmavisen).
Возрождение национального кино началось в послевоенный период: «Беглецы в Англию» Т. Саннё (1946), «Битва за тяжёлую воду» Ж. Древиля и Т. Вибе-Мюллера (1948), «Девять жизней» А. Скоуэна (1957). В 1948 г. И. Каприно начал эксперименты с кукольной анимацией, разработал технику съёмки, носящую название супервидеограф (впоследствии Каприно стал одним из крупнейших режиссёров-аниматоров Скандинавии, получившим мировую известность благодаря мультфильму «Большие гонки», 1975). В 1950 г. Вибе-Мюллер снял первый норвежский короткометражный фильм «Марианна в больнице», заложивший традицию национального детского кино.
Документальное кино Норвегии завоевало мировое признание благодаря деятельности Т. Хейердала («Кон-Тики», 1949; премия «Оскар» за 1951; фильм снят во время экспедиции на плоту через Тихий океан).
Первая в Норвегии женщина-режиссёр Э. Карлмар в 1949–1965 гг. сняла 11 фильмов (в том числе «Бегство девчонки», 1959), увлекательных по форме и затрагивавших серьёзные социальные проблемы.
В конце 1950-х – 1960-х гг. благодаря государственной поддержке в кино пришли молодые режиссёры, испытывавшие влияние французской «новой волны»: Э. Лёкен («Охота», 1959), П. Лёккеберг («Лив», 1967; «Выход», 1970). В 1958 г. фильм «Девять жизней» А. Скоуэна был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В 1970-х гг. активизировалось социально-критическое направление: «Забастовка!» О. Булла Тухуса (1975), «Молчаливое большинство» С. Вама и П. Веннерёда (1977); применялся «репортажный» стиль («Закрытое отделение» А. Берга, 1972). Видное место заняла режиссёр А. Брейен с трилогией о судьбах женщин: «Жёны» (1975), «Жёны: десять лет спустя» (1985), «Жёны-3» (1996).
В 1980–1990-х гг. в Норвегии получило распространение жанровое коммерческое кино: «Пояс Ориона» (1985), «Скитальцы» (1990) О. Солума, «Проводник» Н. Гаупа (1987), «Горсть времени» М. Аспхауга (1989), «Выше неба» Б. Несхейм (1993), «Яйца» Б. Хамера (1995) и др. Ключевой фигурой в норвежском кино 1990–2000-х гг. стал режиссёр Х. П. Муланд (получил образование в США; дебютировал в 1993 фильмом «Последний лейтенант»), чьи фильмы «Абердин» (2000), «Страна надежды» (2004), «Довольно добрый человек» (2010), криминальная комедия «Дурацкое дело нехитрое» (2014) завоевали мировое признание. Среди значительных режиссёров рубежа 20–21 вв. – Б. Несхейм («Другая сторона воскресенья», номинация на «Оскар» за 1996), П. Слетаун («Посыльный»), Э. Скьолдбьерг («Бессонница»; все – 1997), П. Несс («Эллинг», 2001).
В норвежском кинематографе 2000-х гг. особое место занимают разножанровые военные фильмы. В 2008 г. на экраны вышла драма «Макс Манус» Й. Рённинга и Э. Сандберга (о герое Сопротивления), в 2012 г. – «В белом плену» П. Нессе, в 2017 г. «12-й человек» Х. Цварта о попытке бойцов норвежского сопротивления совершить диверсию на немецкой авиационной базе, в 2019 г. «Птицелов» Р. Кларка о судьбе еврейской девочки во время германской оккупации и др.
Среди значительных игровых фильмов 2000-х гг. – работы Й. Триера, получившего кинообразование в Великобритании и Дании. Среди них: «Реприза» на тему творца и его творения (2006, приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах за лучшую режиссуру и премия «Дон-Кихот»; «Осло, 31 августа» (2011); «Громче, чем бомбы» (2015); «Худший человек на свете» (2021, вошёл в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, актриса Р. Рейнсве получила приз за лучшую женскую роль).
В 2013 г. номинировался на «Оскар» игровой фильм «Кон-Тики» Й. Роннинга и Э. Сандберга об экспедиции Хейердала по материалам книги путешественника-исследователя; «Амундсен» (2019) Сандберга – история жизни первооткрывателя Южного полюса, рассказанная от лица близких ему людей. В 2019 г. получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля оператор Р. Видебэк за фильм Х. П. Муланда «Угоняя лошадей». В 2020 г. М. Сёдаль получила приз Берлинского кинофестиваля Label Europa Cinemas за драму «Надежда» (в 2014 этого же приза удостоился О. Гьявер за режиссуру фильма «Против природы»). Продолжилась и традиция экранизаций отечественной литературы: в 2009 г. Е. Дар сняла фильм «Апельсиновая девушка» по роману Ю. Гордера, в 2013 г. Т. Лиан экранизировал роман «Виктория» Кнута Гамсуна.
В коммерческом кино на мировом рынке успешно котируются норвежские хорроры с национальным колоритом – «Остаться в живых» (2006) Р. Утхауга, «Операция "Мёртвый снег"» (2009) Т. Вирколы, «Охотники на троллей» (2010) А. Эвредала, «Хвост» (2012) А. Нордоса, «Тельма» (2017) Й. Триера, «Фобия» (2017) К. К. Робе, фильмы-катастрофы «Волна» (2015) Р. Утхауга, «Разлом» (2018) Й. А. Андерсена, «Туннель: опасно для жизни» (2019) П. Ойе.
Отзвуком трагических событий 2011 г. (убийство террористом А. Брейвиком 77 молодых людей на о. Утёйа, недалеко от Осло) стал фильм «22 июля» (2018). В последние годы вышли также сериал «Нефть» [(другое название «Счастливый край»; 2018–2022) – о зарождении нефтяной промышленности в Норвегии], мини-сериал «Пересекая Атлантику» (2020) – история взаимоотношений норвежской кронпринцессы Марты и президента США Ф. Рузвельта, «Все ненавидят Йохана» (2022) – комедия о приключениях Йохана Гранде и его борьбе за любовь.
Большим успехом в стране и за рубежом пользуются детские фильмы и кино для семейного просмотра, снятые по мотивам волшебных сказок и скандинавской мифологии: «Тайна рагнарока» (2013), «Эспен в королевстве троллей» (2017) и «Эспен в поисках Золотого замка (2019) M. Б. Сандемусе, «Три орешка для Золушки» (2021), а также в жанре фэнтези – «Волшебное серебро» (2009) К. Лаунинг и Р. Утхауга.
В 2000-х гг. выпущен ряд заметных документальных фильмов: «Классный и безумный» К. Э. Йенсена (2001), «Всё о моём отце» Э. Бенестада (2002), «Жестокая молодёжь» М. Олин (2004), «Всё для Норвегии» Р. Д. Ланглу и С. Эндресена (2005), «Отважный Ю» А. Андресена (2010, премия Берлинского кинофестиваля за лучший художественный фильм для юношества, 2011), «Пусть крик будет услышан» (2013) Д. Аколкара о творчестве и актуальности произведений норвежского художника-экспрессиониста Э. Мунка; «Братья» (2015) А. Хольм и др.
Среди крупных актёров – Л. Ульман, М. Бонневи, Б. Сундквист, А. Хенни, Р. Рейнсве, П. С. В. Хаген, Э. Харбоэ и др.
В 1999–2018 гг. в Осло в составе Норвежского киноинститута функционировал Музей кино. В 2018 г. коллекция музея передана в Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна.
В 2001 г. создан Норвежский фонд кино и телевидения (преемник Norskfilm), принята государственная программа школьного кинообразования. В 2003 г. снят цензурный запрет по возрастным ограничениям на норвежские и зарубежные фильмы.
Ежегодно проводятся международные кинофестивали: в Хёугесунне (с 1973), в Тромсё (с 1991), детского кино в Кристиансанне (с 1998), в Бергене (с 2000), «Косморама» в Тронхейме (с 2005) и др. С 2019 г. действует ежегодный Арктический кинофестиваль на архипелаге Шпицберген.